По улицам «Слона» водили

Оглушительный звон раздавался беспрерывно. Малыши облепили технику, как муравьи, проникли в водительские кабины и давай дергать все рукоятки и рычажки: когда еще случай представится? Замолкнет один трамвай, подает звонкий голос другой. Но никто на это не обращал внимания - на то он и праздник. Петербургский трамвай отмечал вчера на Кронверкском проспекте 110-летие выставкой старых и новых вагонов.

 По улицам «Слона» водили | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Не небольшом отрезке пути между Кронверкской и Саблинской улицами уместилась, конечно, не вся более чем вековая история питерского трамвая. Сюда прибыли своим ходом в одиннадцать утра полтора десятка единиц подвижного состава - от самых новехоньких и очень комфортных, с электроникой и всякими там наворотами, до музейных диковинок почтенного возраста.

«Старичков» оказалось немного, всего пять, не считая рукотворной стилизации конки. Древний предшественник электрического трамвая, запряженный лошадками, даже будучи копией, а не оригиналом, неплохо смотрелся рядом с техникой XXI века. Без него праздник, получивший название «От конки до трамвая», именовался бы как-то иначе.

Музей городского электрического транспорта готов был представить все свои экспонаты. Но с Васильевского острова, где они находятся, перебраться на Петроградскую сторону через ремонтируемый Тучков мост никак невозможно. Пришлось довольствоваться ретровагонами, располагавшимися в трамвайном парке службы пути «Горэлектротранса» на улице Маршала Говорова. Но и эти «осколки» старой эпохи производили должное впечатление.

«Сын просто в восторге: обошел все трамваи, потом занял место водителя и принялся объявлять остановки, - говорит петербурженка Марина Осипова. - Ну и мне тоже нравится, мы живем далековато отсюда, на Индустриальном проспекте, но специально приехали, чтобы увидеть эту красоту».

Старая техника участвует в «ветеранских» парадах. Некоторые, вроде трамвая МС-4, который был выпущен на Путиловском заводе в начале тридцатых годов, совершают порой по выходным короткие «пробежки» от площади Тургенева по Садовой улице, радуют петербуржцев. Но в последний раз такая трамвайная ретровыставка проходила пять лет назад, в прежнюю круглую дату.

Да и теперь, в сжатом формате, было на что посмотреть: скажем, ЛМ-49 (что значит «Ленинградский моторный»), больше известный как «Слон», ТС-76. Или модернизированный ЛМ-57, который прозвали «Стиляга», и другие милые взорам людей старшего поколения образцы.

«Как не помнить, на таком транспорте, - показывает жительница блокадного Ленинграда Татьяна Суханова, - мы ездили на Васильевском острове, а мальчишки катались на «колбасе», то есть на заднем тормозном рукаве. Раньше кругом были трамваи, и мы ворчали на те редкие машины, что мешали движению, а потом машин, наоборот, стало больше и они потеснили трамвай на улицах города...»

В то время как одни фотографировались на фоне легендарных вагонов и изучали таблички с полезной о них информацией, другие оценивали фотоискусство. Просторные стенды, выставленные у фасада театра «Балтийский дом», с работами участников и победителей конкурса «Мой любимый маршрут» тоже привлекали внимание. На профессиональных и любительских снимках петербуржцев любимый ими транспорт, вписанный в городской антураж, предстал во всей своей красе.

#трамвай #ретроспектива #выставка

Комментарии