По меркам гламура

За последнее время о Дж. Д. Сэлинджере, авторе знаменитой повести «Над пропастью во ржи», появилось немало новых публикаций: от резких мемуаров его дочери Маргарет до серьезных биографических работ Кеннета Славенски (2012) или, например, Дэвида Шилдса совместно с Шейн Салерно (2015). Но вот работа, которая привлечет внимание уже потому, что написана писателем – Фредериком Бегбедером.

По меркам гламура  | ФОТО Valkr/shutterstock.com

ФОТО Valkr/shutterstock.com

Фредерик Бегбедер, автор книги «Уна & Сэлинджер» (перевод Нины Хотинской), – знаменитый и даже культовый автор, кумир молодого поколения. Сэлинджер – великий писатель ХХ века. Уна – жена Чарли Чаплина, бывшего втрое старше нее. Проведя жизнь образцовой жены, многодетной матери и хозяйки поместья в благословенной Швейцарии, Уна пережила Чаплина всего лишь на четырнадцать лет, не справившись с тоской, старательно заглушаемой алкоголем.

В юности у пятнадцатилетней Уны и двадцатиоднолетнего Сэлинджера, была, скажем так, собственная история. Для книги – бесценное обстоятельство.

Ф. Бегбедер намеревается рассказать широкому читателю, как складывались не увенчавшиеся свадьбой отношения героев, и связать этот сюжет с творческой биографией Сэлинджера, то есть придать творчеству писателя новое измерение.

Чисто гламурная составляющая этой истории проста как все гениальное: «Уна была совершенством», а «Джерри был далек от совершенства. Он был собственником, мегаломаном (т. е. страдал манией величия. – Е. Г.) и злюкой». Но юных героев охватила страсть.

Уна «с силой выдыхала в его шею запах коричного мыла», она «едва не задушила его двумя руками, глядя немигающими глазами, точно оголодавшая». Джерри в свою очередь «хочется ощипать эту бедняжку из хорошей семьи» («ощипать» можно лишь курицу), «хочется до крови укусить ее за язык». Он чувствовал, как «под ее мраморной кожей пульсировали органы, текли по сложному переплетению труб и трубочек кровь, желчь и кислота (? – Е. Г.), трепетали мускулы, нервы и кости за этим лицом». Словом, у читателя, как и у героини романа, «при чтении слабеет нижняя челюсть».

Шику и роскоши – от струящихся платьев цвета шампанского до такого, скажем, наряда, как «черные брючки и кукольное трико» (трико – это женское нижнее белье, панталоны или трусы), – уделено достойное место.

Но главное, герои вращаются в высшем обществе, и терзают их высокие чувства и связывают высокие отношения. Помните, кого хотела переплюнуть Эллочка-людоедка? Так вот та самая Вандербильдиха – лучшая подруга Уны. Если в одной сцене, в одном кадре, свести вместе Орсона Уэллса, пожирающего Уну глазами, Трумена Капоте на подхвате и Сэлинджера в роли несчастного героя-любовника, а рядом с Уной поместить пару-тройку юных миллиардерш, то цена вопроса возрастет так, что станет неловко называть это сочинение тем, чем оно является.

Если бы книга «Уна & Сэлинджер» являла собой исключительно глянцевое чтиво – все бы ничего.

Но здесь автор покушается и на Сэлинджера, на раскрытие тайных глубин его художественного мира и внутренних механизмов его творчества: «Я хочу написать Великий Американский Роман, – сказал Джерри. – И ничего другого мне не надо. Я хочу соединить эмоции Фицджеральда, лаконичность Хемингуэя, неистовство твоего отца (драматурга О,Нила. – Е. Г.), четкость Синклера Люиса, цинизм Дороти Паркер». Однако.

Дж. Д. Сэлинджер – один из выдающихся писателей ХХ века и один из знаменитых затворников. После своего первого ошеломительного успеха, просуществовав в литературе лет десять (начало пятидесятых – начало шестидесятых), он прекратил печататься и полностью порвал с внешней жизнью. Он добился, чтобы его затворничество уважали. И ни один журналист (в том числе и сам Бегбедер, если ему верить) не посмел нарушить его вето.

И свою любовь, и свою войну Селинджер описал так, как считал нужным. Он создал свой мир. И вот этот сэлинджеровский мир опошлен, грубо размалеван и растоптан. Бегбедер наполнил книгу всем тем, что Сэлинджер не выносил до дрожи, до нервного срыва...

Зачем – чтобы «мал, как мы, низок, как мы»? Нет, просто Бегбедер мерит и Сэлинджера, и Уну своими мерками, опрокидывает на их мир свою систему координат. Результат столь впечатляющ, что задумываешься уже не о литературе, а о том, неужели за прошедшие семьдесят – восемьдесят лет мир до такой степени испоганился?

Фредерик Бегбедер. «Уна & Сэлинджер» – СПб.: Азбука-Аттикус. 2015.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.