По меркам гламура

За последнее время о Дж. Д. Сэлинджере, авторе знаменитой повести «Над пропастью во ржи», появилось немало новых публикаций: от резких мемуаров его дочери Маргарет до серьезных биографических работ Кеннета Славенски (2012) или, например, Дэвида Шилдса совместно с Шейн Салерно (2015). Но вот работа, которая привлечет внимание уже потому, что написана писателем – Фредериком Бегбедером.

По меркам гламура  | ФОТО Valkr/shutterstock.com

ФОТО Valkr/shutterstock.com

Фредерик Бегбедер, автор книги «Уна & Сэлинджер» (перевод Нины Хотинской), – знаменитый и даже культовый автор, кумир молодого поколения. Сэлинджер – великий писатель ХХ века. Уна – жена Чарли Чаплина, бывшего втрое старше нее. Проведя жизнь образцовой жены, многодетной матери и хозяйки поместья в благословенной Швейцарии, Уна пережила Чаплина всего лишь на четырнадцать лет, не справившись с тоской, старательно заглушаемой алкоголем.

В юности у пятнадцатилетней Уны и двадцатиоднолетнего Сэлинджера, была, скажем так, собственная история. Для книги – бесценное обстоятельство.

Ф. Бегбедер намеревается рассказать широкому читателю, как складывались не увенчавшиеся свадьбой отношения героев, и связать этот сюжет с творческой биографией Сэлинджера, то есть придать творчеству писателя новое измерение.

Чисто гламурная составляющая этой истории проста как все гениальное: «Уна была совершенством», а «Джерри был далек от совершенства. Он был собственником, мегаломаном (т. е. страдал манией величия. – Е. Г.) и злюкой». Но юных героев охватила страсть.

Уна «с силой выдыхала в его шею запах коричного мыла», она «едва не задушила его двумя руками, глядя немигающими глазами, точно оголодавшая». Джерри в свою очередь «хочется ощипать эту бедняжку из хорошей семьи» («ощипать» можно лишь курицу), «хочется до крови укусить ее за язык». Он чувствовал, как «под ее мраморной кожей пульсировали органы, текли по сложному переплетению труб и трубочек кровь, желчь и кислота (? – Е. Г.), трепетали мускулы, нервы и кости за этим лицом». Словом, у читателя, как и у героини романа, «при чтении слабеет нижняя челюсть».

Шику и роскоши – от струящихся платьев цвета шампанского до такого, скажем, наряда, как «черные брючки и кукольное трико» (трико – это женское нижнее белье, панталоны или трусы), – уделено достойное место.

Но главное, герои вращаются в высшем обществе, и терзают их высокие чувства и связывают высокие отношения. Помните, кого хотела переплюнуть Эллочка-людоедка? Так вот та самая Вандербильдиха – лучшая подруга Уны. Если в одной сцене, в одном кадре, свести вместе Орсона Уэллса, пожирающего Уну глазами, Трумена Капоте на подхвате и Сэлинджера в роли несчастного героя-любовника, а рядом с Уной поместить пару-тройку юных миллиардерш, то цена вопроса возрастет так, что станет неловко называть это сочинение тем, чем оно является.

Если бы книга «Уна & Сэлинджер» являла собой исключительно глянцевое чтиво – все бы ничего.

Но здесь автор покушается и на Сэлинджера, на раскрытие тайных глубин его художественного мира и внутренних механизмов его творчества: «Я хочу написать Великий Американский Роман, – сказал Джерри. – И ничего другого мне не надо. Я хочу соединить эмоции Фицджеральда, лаконичность Хемингуэя, неистовство твоего отца (драматурга О,Нила. – Е. Г.), четкость Синклера Люиса, цинизм Дороти Паркер». Однако.

Дж. Д. Сэлинджер – один из выдающихся писателей ХХ века и один из знаменитых затворников. После своего первого ошеломительного успеха, просуществовав в литературе лет десять (начало пятидесятых – начало шестидесятых), он прекратил печататься и полностью порвал с внешней жизнью. Он добился, чтобы его затворничество уважали. И ни один журналист (в том числе и сам Бегбедер, если ему верить) не посмел нарушить его вето.

И свою любовь, и свою войну Селинджер описал так, как считал нужным. Он создал свой мир. И вот этот сэлинджеровский мир опошлен, грубо размалеван и растоптан. Бегбедер наполнил книгу всем тем, что Сэлинджер не выносил до дрожи, до нервного срыва...

Зачем – чтобы «мал, как мы, низок, как мы»? Нет, просто Бегбедер мерит и Сэлинджера, и Уну своими мерками, опрокидывает на их мир свою систему координат. Результат столь впечатляющ, что задумываешься уже не о литературе, а о том, неужели за прошедшие семьдесят – восемьдесят лет мир до такой степени испоганился?

Фредерик Бегбедер. «Уна & Сэлинджер» – СПб.: Азбука-Аттикус. 2015.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (5586) от 17.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...