По Эрмитажу в каске

Эрмитаж представил журналистам новые строительные объекты фондохранилища в Старой Деревне.

По Эрмитажу в каске | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Высокое золотистое здание, украшенное черным порталом с петроглифами (лаконичное и очень точное обозначение музея), на Заусадебной улице видно издалека. К нему проторили дорожку не только жители «спального» района, которые приходят сюда на экскурсии и лекции. Со всего города едут люди, чтобы увидеть эрмитажные запасники - открытые хранилища карет, мебели, живописи, фресок...

Экскурсия для журналистов началась с обжитой, просторной, вместившей скульптуру с фасадов Нового Эрмитажа, входной зоны современного музейного здания.

- 25 лет назад стояли эти стены, - поделился воспоминаниями Михаил Пиотровский - Строительство остановилось. Вся валюта, которую мы зарабатывали, тратилась на защиту от дождей и снега, чтобы здание не развалилось. Отдельная история о том, как мы добывали средства и строили все, что вы видите вокруг.

Благодаря задержке в строительстве мы поменяли концепцию. Изначально предполагалось «советское» закрытое хранилище. Концепцию поменяли, и появилось первое в мире открытое фондохранилище, доступные людям запасники музея. Это наше ноу-хау.

Стройка началась в 1990 году. К 300-летию Петербурга была введена в строй первая очередь. Протяженность экскурсионного маршрута составила около километра. В основном корпусе разместились различные лаборатории и коллекции, были созданы «Конюшенный музей» и «Театр шпалер». Здесь же открылся учебный класс, где уже в течение нескольких лет проходят занятия для особых детей по программе «Прошлое на кончиках пальцев».

Спустя девять лет в Старой Деревне вошла в строй вторая очередь Реставрационно-хранительского центра. Она включает шесть корпусов. Среди них доминанта - здание, гранитный портал которого украшают изображения онежских и беломорских петроглифов, ставшие визуальным символом музея. Коридоры каждого этажа окрашены в свой цвет, семь этажей - семь цветов радуги. Для оснащения хранилищ разработана серия специального оборудования для разных фондов научных отделов музея.

В этом году готовится вступить в строй инженерно-лабораторный комплекс, который и показали журналистам. В него можно попасть из главного здания. По пути журналисты мельком увидели экспонаты - огромную, яркую турецкую палатку, пушки. И, как сказал заместитель директора Эрмитажа Михаил Новиков, первыми вошли в дверь, ведущую в третью очередь фондохранилища.

Как положено на стройке, участникам пресс-тура выдали каски, но также и бахилы - чтобы не испортили обувь.

Каждое здание нового эрмитажного комплекса спроектировано с максимальной защитой от разрушений. Монолитный каркас способен выдержать любые нагрузки и сохранить экспонаты. В инженерно-реставрационном корпусе завершается монтаж навесных фасадов, прокладываются инженерные сети - система вентиляции, влажности, контроля климата... Работа сложная, как того требует предназначение здания. Пока оно пустое, но на дверных проемах помещений можно прочесть названия реставрационных лабораторий, которые там разместятся: станковой живописи, скульптуры и цветного металла, графики, часов и музыкальных механизмов, прикладного искусства, археологического металла, драгоценных металлов. Первый этаж займет «баня» для ковров и шпалер. У Эрмитажа большая коллекция, до сих пор, как и в других музеях, ковры и шпалеры чистили вручную. Уникальное оборудование предназначено для механической мойки даже самых крупных экспонатов.

Как говорит главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, в новый корпус переедут лаборатории из Зимнего дворца. Здесь будет возможность активно развивать современные методики реставрации.

Следующий этап строительства - проект эрмитажной библиотеки. Главный архитектор музея Валерий Лукин представил его на макете и чертежах. Журналистам показали строительную площадку, где завершается нулевой цикл работ. Демонтированы сооружения, находившиеся на пятне застройки, вынесены городские инженерные сети, под основание здания библиотеки забито около четырехсот свай. К нашему приходу настелили деревянные мостки, здесь даже бахилы не помогут. Кто-то из коллег случайно уронил ручку, и она тут же исчезла под слоем грязи.

Трудно представить, что совсем скоро на этом месте вырастет необычное сооружение. Проект тринадцатиэтажного здания, остекленного рельефным стеклом, с облицованным гранитом стилобатом, разработан голландской архитектурной мастерской ОМА под руководством Рема Колхаса. Тут разместится библиотека истории искусств, несколько фондов открытого хранения: псковская фреска, арсенал, русское искусство... В нижней части - центр моды и отдел современного искусства.

Проблема в том, что будущую библиотеку и эрмитажные постройки на Заусадебной улице разделяют железнодорожные пути. По проекту Колхаса музейный комплекс объединит стеклянный мост. Переход будет двухэтажным. Один этаж технологический, для перемещения экспонатов. Другой - для жителей района. Проходя по стеклянному переходу шириной шесть метров, горожане смогут заглянуть в Центр изучения моды и костюма, в конференц-зал.

Оборудование изготовлено. Образцы стекла стоят перед входом на строительную площадку.

Завершение работ намечено на 2019 год. Бывший «спальный» район кардинально меняет облик.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.