По Эрмитажу в каске

Эрмитаж представил журналистам новые строительные объекты фондохранилища в Старой Деревне.

По Эрмитажу в каске | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Высокое золотистое здание, украшенное черным порталом с петроглифами (лаконичное и очень точное обозначение музея), на Заусадебной улице видно издалека. К нему проторили дорожку не только жители «спального» района, которые приходят сюда на экскурсии и лекции. Со всего города едут люди, чтобы увидеть эрмитажные запасники - открытые хранилища карет, мебели, живописи, фресок...

Экскурсия для журналистов началась с обжитой, просторной, вместившей скульптуру с фасадов Нового Эрмитажа, входной зоны современного музейного здания.

- 25 лет назад стояли эти стены, - поделился воспоминаниями Михаил Пиотровский - Строительство остановилось. Вся валюта, которую мы зарабатывали, тратилась на защиту от дождей и снега, чтобы здание не развалилось. Отдельная история о том, как мы добывали средства и строили все, что вы видите вокруг.

Благодаря задержке в строительстве мы поменяли концепцию. Изначально предполагалось «советское» закрытое хранилище. Концепцию поменяли, и появилось первое в мире открытое фондохранилище, доступные людям запасники музея. Это наше ноу-хау.

Стройка началась в 1990 году. К 300-летию Петербурга была введена в строй первая очередь. Протяженность экскурсионного маршрута составила около километра. В основном корпусе разместились различные лаборатории и коллекции, были созданы «Конюшенный музей» и «Театр шпалер». Здесь же открылся учебный класс, где уже в течение нескольких лет проходят занятия для особых детей по программе «Прошлое на кончиках пальцев».

Спустя девять лет в Старой Деревне вошла в строй вторая очередь Реставрационно-хранительского центра. Она включает шесть корпусов. Среди них доминанта - здание, гранитный портал которого украшают изображения онежских и беломорских петроглифов, ставшие визуальным символом музея. Коридоры каждого этажа окрашены в свой цвет, семь этажей - семь цветов радуги. Для оснащения хранилищ разработана серия специального оборудования для разных фондов научных отделов музея.

В этом году готовится вступить в строй инженерно-лабораторный комплекс, который и показали журналистам. В него можно попасть из главного здания. По пути журналисты мельком увидели экспонаты - огромную, яркую турецкую палатку, пушки. И, как сказал заместитель директора Эрмитажа Михаил Новиков, первыми вошли в дверь, ведущую в третью очередь фондохранилища.

Как положено на стройке, участникам пресс-тура выдали каски, но также и бахилы - чтобы не испортили обувь.

Каждое здание нового эрмитажного комплекса спроектировано с максимальной защитой от разрушений. Монолитный каркас способен выдержать любые нагрузки и сохранить экспонаты. В инженерно-реставрационном корпусе завершается монтаж навесных фасадов, прокладываются инженерные сети - система вентиляции, влажности, контроля климата... Работа сложная, как того требует предназначение здания. Пока оно пустое, но на дверных проемах помещений можно прочесть названия реставрационных лабораторий, которые там разместятся: станковой живописи, скульптуры и цветного металла, графики, часов и музыкальных механизмов, прикладного искусства, археологического металла, драгоценных металлов. Первый этаж займет «баня» для ковров и шпалер. У Эрмитажа большая коллекция, до сих пор, как и в других музеях, ковры и шпалеры чистили вручную. Уникальное оборудование предназначено для механической мойки даже самых крупных экспонатов.

Как говорит главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, в новый корпус переедут лаборатории из Зимнего дворца. Здесь будет возможность активно развивать современные методики реставрации.

Следующий этап строительства - проект эрмитажной библиотеки. Главный архитектор музея Валерий Лукин представил его на макете и чертежах. Журналистам показали строительную площадку, где завершается нулевой цикл работ. Демонтированы сооружения, находившиеся на пятне застройки, вынесены городские инженерные сети, под основание здания библиотеки забито около четырехсот свай. К нашему приходу настелили деревянные мостки, здесь даже бахилы не помогут. Кто-то из коллег случайно уронил ручку, и она тут же исчезла под слоем грязи.

Трудно представить, что совсем скоро на этом месте вырастет необычное сооружение. Проект тринадцатиэтажного здания, остекленного рельефным стеклом, с облицованным гранитом стилобатом, разработан голландской архитектурной мастерской ОМА под руководством Рема Колхаса. Тут разместится библиотека истории искусств, несколько фондов открытого хранения: псковская фреска, арсенал, русское искусство... В нижней части - центр моды и отдел современного искусства.

Проблема в том, что будущую библиотеку и эрмитажные постройки на Заусадебной улице разделяют железнодорожные пути. По проекту Колхаса музейный комплекс объединит стеклянный мост. Переход будет двухэтажным. Один этаж технологический, для перемещения экспонатов. Другой - для жителей района. Проходя по стеклянному переходу шириной шесть метров, горожане смогут заглянуть в Центр изучения моды и костюма, в конференц-зал.

Оборудование изготовлено. Образцы стекла стоят перед входом на строительную площадку.

Завершение работ намечено на 2019 год. Бывший «спальный» район кардинально меняет облик.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?