«По дороге жизни»

В этой композиции соединились факты, документы, стихи, песенные и музыкальные вставки, а также подлинные свидетельства жителей блокадного Ленинграда. Вместе они воссоздают прошлое в близких к реальности инсценировках документальной драмы. Старшее актерское поколение соединяет тексты с собственными воспоминаниями, извлекая из памяти личные чувства, детские впечатления до сих пор не забытого времени войны.

«По дороге жизни»  | Зримая правда блокадного фронтового быта.<br>ФОТО предоставлено культурным центром ГУВД

Зримая правда блокадного фронтового быта.
ФОТО предоставлено культурным центром ГУВД

Иван Иванович Краско выходит на сцену из зала в своем времен балтийской молодости капитан-лейтенантском мундире, с кортиком. Он из тех, о ком говорят «детство, опаленное войной». Военным моряком он стал позже. Но первые чувства и детско-юношеские впечатления – самые стойкие и самые верные. Поэтому здесь – уверенный офицер в морской форме, но истоки там, в блокадном, военном детстве... У Краско еще и роль ведущего, который связывает части спектакля.

Другой любимец ленинградской-петербургской публики – Георгий Штиль (на снимке) в этом сценическом действии тоже замешивает текст пьесы с глубоко личным, пережитым в осажденном городе, в эвакуации, в целом на войне. Опыт прожитых лет делает рассказы выпуклыми и объемными, а раздумья о войне и народном подвиге – мудрыми и значительными.

И потому таким мощным получился, забегаю вперед, финал, подхваченный всем залом шквалом аплодисментов. Актеры выходят на поклон, в руках у них горящие свечи. Все пространство задника сцены заполнено документальными снимками участников войны. Один из портретов укрупняется. «Это мой отец Анатолий Николаевич Кошонин, – говорит Сергей Кошонин, исполнитель главной роли. – Прошел всю Великую Отечественную. Разведчик». И так каждый исполнитель в финале рассказывает нам, что для него значит война. Не по пьесе – по жизни. Естественное продолжение гениального «Бессмертного полка». История семьи – в огромном народном подвиге.

Не следует думать, что действие назидательно и дидактично. Напротив, оно контрастно в эпизодах, неожиданно в решениях. Мглистая теснота бомбоубежища (признаюсь, для меня, блокадного мальчишки, самое страшное из всей войны – это добровольно-принудительный плен в катакомбах бомбогазоубежища). И вдруг в эту гнетущую мглу врывается искрометный опереточный бурлеск. «Сильва», конечно же, Сильва! Легендарная Музкомедия играла удивительные для окружающего страшного быта, глупые и такие милые оперетты.

Словно перенесенную из блокадного театрального бытия лучом мощного прожектора видим мы сегодня сцену из «Сильвы» в исполнении Елены Мартыненко и ее мужского эскорта – Сергея Кошонина, Игоря Головина, Василия Реутова.

Бурлеск и серьезные раздумья, нелегкие воспоминания и запавшие в душу стихи, подлинные документы, архивные фото, звуковые напоминания... Такое слияние характерно для спектакля в целом. Глубоко личное чередуется с откровенно брехтовским театральным приемом – сценой-плакатом, напоминая и о тогдашних плакатах «Боевого карандаша», «Окон ТАСС», о сатирических страницах в передачах блокадного радио, о выступлениях фронтовых бригад артистов, даже цирка, и даже на передовой.

Этот спектакль – больше чем учебник истории. У него своя палитра, свои аргументы. Режиссер Михаил Апарцев, автор пьесы и постановщик спектакля, включил в него самые известные песни сороковых, самые яркие стихи о войне.

Предстают перед нами простые герои обороны – летчики, сандружинницы, дежурные ПВО на чердаке, рабочие у станков. Даже дети. От лица девочки, ставшей легендой, читает листочки дневника Тани Савичевой дочь Анастасии Мельниковой – Маша.

Ее мама предстает в спектакле в образе простой горожанки, а также «блокадной музы чести и совести» – поэта-журналиста Ольги Берггольц, читает ее стихи, притом что в действие включены и подлинные фонограммы самой поэтессы.

Спектакль был показан на сцене ДК Дзержинского (Культурный центр ГУ МВД). Оформление придумал художник Вадим Майоров, а все постановочное обеспечение – звук, свет, кино, видео – заслуга Алексея Пояркова. Труппу уже ждут гастроли в Москве, Крыму, Белоруссии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5564) от 13.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.