«По дороге жизни»

В этой композиции соединились факты, документы, стихи, песенные и музыкальные вставки, а также подлинные свидетельства жителей блокадного Ленинграда. Вместе они воссоздают прошлое в близких к реальности инсценировках документальной драмы. Старшее актерское поколение соединяет тексты с собственными воспоминаниями, извлекая из памяти личные чувства, детские впечатления до сих пор не забытого времени войны.

«По дороге жизни»  | Зримая правда блокадного фронтового быта.<br>ФОТО предоставлено культурным центром ГУВД

Зримая правда блокадного фронтового быта.
ФОТО предоставлено культурным центром ГУВД

Иван Иванович Краско выходит на сцену из зала в своем времен балтийской молодости капитан-лейтенантском мундире, с кортиком. Он из тех, о ком говорят «детство, опаленное войной». Военным моряком он стал позже. Но первые чувства и детско-юношеские впечатления – самые стойкие и самые верные. Поэтому здесь – уверенный офицер в морской форме, но истоки там, в блокадном, военном детстве... У Краско еще и роль ведущего, который связывает части спектакля.

Другой любимец ленинградской-петербургской публики – Георгий Штиль (на снимке) в этом сценическом действии тоже замешивает текст пьесы с глубоко личным, пережитым в осажденном городе, в эвакуации, в целом на войне. Опыт прожитых лет делает рассказы выпуклыми и объемными, а раздумья о войне и народном подвиге – мудрыми и значительными.

И потому таким мощным получился, забегаю вперед, финал, подхваченный всем залом шквалом аплодисментов. Актеры выходят на поклон, в руках у них горящие свечи. Все пространство задника сцены заполнено документальными снимками участников войны. Один из портретов укрупняется. «Это мой отец Анатолий Николаевич Кошонин, – говорит Сергей Кошонин, исполнитель главной роли. – Прошел всю Великую Отечественную. Разведчик». И так каждый исполнитель в финале рассказывает нам, что для него значит война. Не по пьесе – по жизни. Естественное продолжение гениального «Бессмертного полка». История семьи – в огромном народном подвиге.

Не следует думать, что действие назидательно и дидактично. Напротив, оно контрастно в эпизодах, неожиданно в решениях. Мглистая теснота бомбоубежища (признаюсь, для меня, блокадного мальчишки, самое страшное из всей войны – это добровольно-принудительный плен в катакомбах бомбогазоубежища). И вдруг в эту гнетущую мглу врывается искрометный опереточный бурлеск. «Сильва», конечно же, Сильва! Легендарная Музкомедия играла удивительные для окружающего страшного быта, глупые и такие милые оперетты.

Словно перенесенную из блокадного театрального бытия лучом мощного прожектора видим мы сегодня сцену из «Сильвы» в исполнении Елены Мартыненко и ее мужского эскорта – Сергея Кошонина, Игоря Головина, Василия Реутова.

Бурлеск и серьезные раздумья, нелегкие воспоминания и запавшие в душу стихи, подлинные документы, архивные фото, звуковые напоминания... Такое слияние характерно для спектакля в целом. Глубоко личное чередуется с откровенно брехтовским театральным приемом – сценой-плакатом, напоминая и о тогдашних плакатах «Боевого карандаша», «Окон ТАСС», о сатирических страницах в передачах блокадного радио, о выступлениях фронтовых бригад артистов, даже цирка, и даже на передовой.

Этот спектакль – больше чем учебник истории. У него своя палитра, свои аргументы. Режиссер Михаил Апарцев, автор пьесы и постановщик спектакля, включил в него самые известные песни сороковых, самые яркие стихи о войне.

Предстают перед нами простые герои обороны – летчики, сандружинницы, дежурные ПВО на чердаке, рабочие у станков. Даже дети. От лица девочки, ставшей легендой, читает листочки дневника Тани Савичевой дочь Анастасии Мельниковой – Маша.

Ее мама предстает в спектакле в образе простой горожанки, а также «блокадной музы чести и совести» – поэта-журналиста Ольги Берггольц, читает ее стихи, притом что в действие включены и подлинные фонограммы самой поэтессы.

Спектакль был показан на сцене ДК Дзержинского (Культурный центр ГУ МВД). Оформление придумал художник Вадим Майоров, а все постановочное обеспечение – звук, свет, кино, видео – заслуга Алексея Пояркова. Труппу уже ждут гастроли в Москве, Крыму, Белоруссии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5564) от 13.10.2015.


Комментарии