«По дороге жизни»
В этой композиции соединились факты, документы, стихи, песенные и музыкальные вставки, а также подлинные свидетельства жителей блокадного Ленинграда. Вместе они воссоздают прошлое в близких к реальности инсценировках документальной драмы. Старшее актерское поколение соединяет тексты с собственными воспоминаниями, извлекая из памяти личные чувства, детские впечатления до сих пор не забытого времени войны.
Зримая правда блокадного фронтового быта.
ФОТО предоставлено культурным центром ГУВД
Иван Иванович Краско выходит на сцену из зала в своем времен балтийской молодости капитан-лейтенантском мундире, с кортиком. Он из тех, о ком говорят «детство, опаленное войной». Военным моряком он стал позже. Но первые чувства и детско-юношеские впечатления – самые стойкие и самые верные. Поэтому здесь – уверенный офицер в морской форме, но истоки там, в блокадном, военном детстве... У Краско еще и роль ведущего, который связывает части спектакля.
Другой любимец ленинградской-петербургской публики – Георгий Штиль (на снимке) в этом сценическом действии тоже замешивает текст пьесы с глубоко личным, пережитым в осажденном городе, в эвакуации, в целом на войне. Опыт прожитых лет делает рассказы выпуклыми и объемными, а раздумья о войне и народном подвиге – мудрыми и значительными.
И потому таким мощным получился, забегаю вперед, финал, подхваченный всем залом шквалом аплодисментов. Актеры выходят на поклон, в руках у них горящие свечи. Все пространство задника сцены заполнено документальными снимками участников войны. Один из портретов укрупняется. «Это мой отец Анатолий Николаевич Кошонин, – говорит Сергей Кошонин, исполнитель главной роли. – Прошел всю Великую Отечественную. Разведчик». И так каждый исполнитель в финале рассказывает нам, что для него значит война. Не по пьесе – по жизни. Естественное продолжение гениального «Бессмертного полка». История семьи – в огромном народном подвиге.
Не следует думать, что действие назидательно и дидактично. Напротив, оно контрастно в эпизодах, неожиданно в решениях. Мглистая теснота бомбоубежища (признаюсь, для меня, блокадного мальчишки, самое страшное из всей войны – это добровольно-принудительный плен в катакомбах бомбогазоубежища). И вдруг в эту гнетущую мглу врывается искрометный опереточный бурлеск. «Сильва», конечно же, Сильва! Легендарная Музкомедия играла удивительные для окружающего страшного быта, глупые и такие милые оперетты.
Словно перенесенную из блокадного театрального бытия лучом мощного прожектора видим мы сегодня сцену из «Сильвы» в исполнении Елены Мартыненко и ее мужского эскорта – Сергея Кошонина, Игоря Головина, Василия Реутова.
Бурлеск и серьезные раздумья, нелегкие воспоминания и запавшие в душу стихи, подлинные документы, архивные фото, звуковые напоминания... Такое слияние характерно для спектакля в целом. Глубоко личное чередуется с откровенно брехтовским театральным приемом – сценой-плакатом, напоминая и о тогдашних плакатах «Боевого карандаша», «Окон ТАСС», о сатирических страницах в передачах блокадного радио, о выступлениях фронтовых бригад артистов, даже цирка, и даже на передовой.
Этот спектакль – больше чем учебник истории. У него своя палитра, свои аргументы. Режиссер Михаил Апарцев, автор пьесы и постановщик спектакля, включил в него самые известные песни сороковых, самые яркие стихи о войне.
Предстают перед нами простые герои обороны – летчики, сандружинницы, дежурные ПВО на чердаке, рабочие у станков. Даже дети. От лица девочки, ставшей легендой, читает листочки дневника Тани Савичевой дочь Анастасии Мельниковой – Маша.
Ее мама предстает в спектакле в образе простой горожанки, а также «блокадной музы чести и совести» – поэта-журналиста Ольги Берггольц, читает ее стихи, притом что в действие включены и подлинные фонограммы самой поэтессы.
Спектакль был показан на сцене ДК Дзержинского (Культурный центр ГУ МВД). Оформление придумал художник Вадим Майоров, а все постановочное обеспечение – звук, свет, кино, видео – заслуга Алексея Пояркова. Труппу уже ждут гастроли в Москве, Крыму, Белоруссии.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5564) от 13.10.2015.
Комментарии