По волнам музыки и памяти. Исполняется 100 лет со дня рождения Исаака Шварца

13 мая исполняется 100 лет со дня рождения композитора Исаака Шварца.

По волнам музыки и памяти. Исполняется 100 лет со дня рождения Исаака Шварца | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Он известен большинству прежде всего как автор киномузыки: «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Станционный смот­ритель», «Мелодии белой ночи»… Он написал мелодии к 120 картинам.

13 мая в 18.30 на «Ленфильме» 100‑летие композитора отметят ретроспективным показом картины Евгения Татарского «Золотая мина» (1977). Больше всего Шварц работал с двумя режиссерами — Владимиром Мотылем и Сергеем Соловьевым. Но вот случилось сотрудничество с Евгением Татарским — и вышел шедевр.

Казалось бы, обычный детектив, в котором доблестные милиционеры ловят опасного преступника. Но это лишь внешняя канва, сюжет. На самом деле этот фильм — элегия. О северном лете. О странных отношениях красивой непутевой женщины и пропащего молодого человека (играли Любовь Полищук и Олег Даль). Вот они среди бела дня, когда все нормальные советские люди работают, сидят на палубе парусника «Кронверк», популярного когда‑то в Ленинграде ресторана. Прощаются друг с другом. Кажется, навсегда. Но сердце щемит не от их разговора. А от того, как же прекрасен советский Ленинград конца 1970‑х, который можно рассмотреть в двухсерийном фильме Татарского во всех подробностях. С еще не разрушенной «небесной линией», без реклам и засилья автомобилей. И, конечно, — от музыки Шварца, в которой заключена душа неласкового, холодного, ненаглядного города. И время, которое ускользнуло, превратилось в «давно прошедшее».

Представят фильм Дмитрий Мишенин и Анна Маугли, участники арт-группы Doping Pong. Они известны как авторы выставок «Виктор Цой. Путь героя», «Динара Асанова. Незнакомка». В данный момент группа готовит большую выставку «По волнам музыки Исаака Шварца», которая откроется на «Ленфильме» 30 июня и будет работать до конца лета.

По словам кураторов, выставка будет построена как прогулка на речном кораблике, этом непременном атрибуте летнего Петербурга. Романтические и ностальгические детали, воскрешающие Ленинград 1970‑х, будут сочетаться с современными мультимедийными инсталляциями.

В главном здании Театрального музея на площади Островского в день столетия Исаака Шварца представят новый документально-просветительский четырехсерийный цикл «Послушаем вместе», созданный режиссером Анной Драницыной и продюсером Сергеем Починым. Фильм посвящен композиторам Александру Бородину, Исааку Шварцу, Сергею Танееву и Андрею Петрову. Откроет цикл рассказ об Исааке Шварце, посвященный его столетию.

Исаак Шварц 45 лет прожил за городом — в поселке Сиверский. Он любил это место, где уединенно жил в обычном деревянном домике с женой и собакой, говорил, что «здесь можно слушать тишину», а в тишине у него в голове «вьется рой мелодий». Сейчас там находится его мемориальный дом-музей (Пушкинская ул., 4а). Несколько лет назад в специально построенном здании был открыт камерный концертный зал на 45 мест. А в день рождения композитора, 13 мая, в 16.00 состоится торжественное открытие летней концертной площадки (вход свободный). Затем в концертном зале музея начнется программа «В нашем старом саду…». Это концерт-приношение маэстро Исааку Шварцу, в котором участвуют Алексей Гориболь, Борис Пинхасович, Полина Новикова и другие артисты. К сожалению, билетов уже нет, но, как обещают организаторы, будет онлайн-трансляция.

К 100‑летию со дня рождения Исаака Шварца в эфире канала «Россия — Культура» покажут документальный фильм «Исаак Шварц — звезда пленительного счастья» (14 мая в 17.40). Режиссер Сергей Соловьев, с которым у Шварца сложился плодотворный тандем, рассказывает в фильме об удивительном душевном родстве и общности в понимании искусства.

А сразу после этого покажут «Романтику романса», где прозвучат песни и романсы Шварца из навсегда любимых советских фильмов.


#музыка #композитор #100-летие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7412) от 11.05.2023 под заголовком «По волнам музыки и памяти».


Комментарии