По ту сторону Сенатской. В Государственном музее А. В. Суворова открылась новая выставка

«Но жертвы не хотят слепые небеса…» — эта строчка из стихотворения Осипа Мандельштама стала названием выставки в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова (12+), посвященной событиям 14 декабря 1825 года.

По ту сторону Сенатской. В Государственном музее А. В. Суворова открылась новая выставка | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Долгое время в их оценке фокус внимания был направлен на персоналии декабристов, их трагическую судьбу. Эта выставка — главным образом о тех государственных деятелях и военачальниках, которые были на другой стороне, а также тех, кто был причастен к тайным обществам, но был прощен и впоследствии достиг высокого положения, — говорит замдиректора музея Александр Лукирский.

Один из них — внук генералиссимуса Александр Аркадьевич Суворов, в декабрьские дни 1825 года юнкер лейб-гвардии Конного полка. Участник петербургского отделения Южного тайного общества, он стал едва ли не одним из первых, кто вышел во главе своего взвода на Сенатскую площадь — со стороны правительственных войск. Фактически — против своих же единомышленников. Впоследствии он мотивировал свой поступок тем, что долг офицера — превыше всего.

Тем не менее, когда началось следствие, его фамилия звучала в показаниях арестованных участников заговора, и юнкер был доставлен в Следственную комиссию, располагавшуюся в Зимнем дворце. Согласно известной версии, Суворова увидел Николай I, который лично знал молодого князя.

«Как, и ты здесь?» — спросил царь. «Я не виноват, государь!» — отвечал юноша. «Даешь слово?!». «Даю, ваше величество», — поклялся тот. «Ступай домой. Внук великого Суворова не может быть изменником Отечества», — сказал император. Потомок Суворова любил рассказывать этот эпизод, указывая на рыцарский характер и великодушие Николая Павловича…

Среди тех, чьи портреты представлены на выставке, — адмирал Николай Мордвинов. По своим политическим взглядам он был «сочувствующим» декабристам, но решительно осудил восстание. Военачальник Алексей Ермолов, по косвенным сведениям, был близок к участникам тайных обществ, что стало причиной недоверия к нему со стороны Николая I. Граф Дмитрий Блудов, назначенный делопроизводителем Верховного суда над декабристами, впоследствии занимал посты председателя Государственного совета и Комитета министров.

А для корнета лейб-гвардии Конного полка Василия Долгорукова, портрет которого также представлен на выставке, события 14 декаб­ря стали началом яркой карьеры. Находясь в тот день во внутреннем карауле Зимнего дворца, он обратил на себя внимание Николая I. Проходя на площадь, тот спросил, может ли он на него надеяться. «Ваше величество! Я — князь Долгоруков!» — отвечал молодой корнет… Впоследствии он был военным министром, главным начальником III Отделения и шефом Отдельного корпуса жандармов.

Читайте также:

В Музее Владимира Набокова СПбГУ открылась выставка «Кукольный дом»

В городе на Неве отмечают юбилейную дату композитора Георгия Свиридова


#выставка #музей Суворова #Восстание декабристов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (8054) от 11.12.2025 под заголовком «По ту сторону Сенатской».


Комментарии