Платья на выход. О костюмах российских императоров расскажут на виртуальной экскурсии
Галерея костюма была открыта в эрмитажном реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» несколько лет назад. С тех пор она успела стать одним из любимых посетителями открытых музейных хранений. Тем более привлекательным, что экспозиция периодически меняется. Девиз и основная тема нынешней версии - «платье на выход».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Экспонаты подобраны с любовью и тщанием: народные не менее нарядны, чем придворные, современные ни в чем не уступают старинным. И все они «съехались» сюда не просто так - их пригласили на бал. Не важно, что одни прибыли из XVIII столетия, а другие - от современных модельеров. Здесь и сейчас для них возможно все. В том числе ожившие воспоминания - сценки из давнего и не очень прошлого, которые «разыгрывают» экспонаты с помощью кураторов.
Самая развернутая история посвящена дню бракосочетания императора Николая Александровича с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской (в православии - Александрой Федоровной). Их обвенчали 14 ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца, спустя всего несколько недель после смерти Александра III. Вдовствующая императрица Мария Федоровна надела на церемонию траурное платье - из белого шелкового крепа. Сейчас именно оно занимает центральное место в выстроенной кураторами композиции. Ему противостоит сияющее подвенечное платье невесты. Разница во вкусах двух дам очевидна.
Известно, что отношения между Марией Федоровной и Александрой Федоровной складывались сложно. На коронацию мать Николая II подарила невестке несколько платьев, ни одно из которых та не надела ни разу. Стоя перед витриной, в которой туалеты двух императриц встретились «лицом к лицу», этому уже не удивляешься.
Рядом с «дамами» - мундир по форме кавалергардского полка, принадлежавший Николаю II, чуть дальше - костюмы телохранителей обеих императриц, различающиеся цветом деталей, и, конечно, торжественные церковные облачения. В соседней витрине представлена мебель из Малахитовой гостиной Зимнего дворца - именно там невесты дома Романовых причесывались и одевались к венчанию.
Не менее занимательная композиция посвящена костюму Петра I. Принято считать, что он был скромен в быту и красоте предпочитал практичность. Его костюмы опровергают миф. Они нарядны и ярки (особенно если заглянуть под клапан кармана и полюбоваться оригинальным цветом поблекшей со временем ткани). Даже самый простой кафтан (темно-зеленый, сшитый по польской моде) отделан золоченым шнуром - скромность истинно царского уровня. Другой кафтан поражает роскошной подкладкой, у третьего деревянные пуговицы оплетены серебряной нитью... Впрочем, в практичности основателю Петербурга тоже не откажешь. Среди принадлежавших ему предметов гардероба - шапка-ушанка, суконная, с теплой подкладкой на вате. Она могла защитить от мороза и шею, и лицо - спереди уши плотно застегиваются на навесные петли, оставляя щель для глаз. Есть в экспозиции и редингот - длинное, почти в пол пальто для верховой езды с двойным воротником. И наконец - башмаки. В собрании Эрмитажа хранятся всего две пары такой обуви, принадлежавшей Петру Великому. Одна из них обута на «восковую персону», другая занимает почетное место в Галерее костюма. Размер ноги императора невелик (примерно 40,5).
Далее можно полюбоваться костюмами других царственных особ. В том числе мундирными платьями Екатерины Великой. Императрица сама изобрела эту дамскую версию военного мундира - чтобы еще раз подчеркнуть особое отношение к гвардейским полкам, которые помогли ей взойти на трон.
За императорскими нарядами следуют туалеты придворных дам и кавалеров, а также горожанок и купчих. Продвигаясь по стеклянному коридору между витрин, можно проследить, как век за веком все скромнее становились мужские костюмы, и как десятилетие за десятилетием менялся силуэт дамских: от пышных кринолинов к более узким юбкам, затем - к турнюрам. Как талия то поднималась, то соскальзывала вниз.
Эрмитаж хранит замечательную коллекцию костюмов XVIII и XIX столетий, ХХ век пока представлен не так разнообразно. Однако собрание постоянно пополняется. Совсем недавно в нем появились скромные наряды советских барышень, платья от Ленинградского дома моделей, платья Елены Образцовой, Дианы Вишневой... По большей части это дары. Так же, как и работы зарубежных дизайнеров прошлого века.
Одна из самых поэтических историй Галереи костюма связана с элегантными черными шляпками, которые были сделаны Татьяной дю Плесси-Либерман, урожденной Яковлевой, возлюбленной Маяковского. Это ей он писал:
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Она не прислушалась к поэту, не вернулась из эмиграции. Зато спустя много лет вернулись несколько ее работ. Эрмитажу их передала Татьяна Сорокко, арт-критик, журналист, топ-модель. Шляпы от Татьяны Яковлевой ей подарили друзья, так как на их бирках написано «Татьяна».
Достойное место в галерее занимают и работы современных российских дизайнеров (Вячеслава Зайцева, Татьяны Парфеновой, Яниса Чамалиди, Лилии Киселенко, Ларисы Погорецкой, Стаса Лопаткина, Владимира Бухинника), и работы лучших модных домов мира (Gucci, Giorgio Armani, Versace, Oscar de la Renta, Calvin Klein, Paco Rabanne). Есть фарфоровое платье от Татьяны Чапургиной и волнующее красное от Стеллы Маккартни. Есть черно-синее со шлейфом от Оскара де ла Рента (точно такое же заказала себе в 2014 году Мишель Обама). И о каждом заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Нина Тарасова может рассказать историю. Собственно, она так и делает. Записи ее экскурсий по Галерее костюма смотрите на эрмитажных страницах в социальных сетях.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 064 (6662) от 16.04.2020 под заголовком «Платья на выход».
Комментарии