Платья и марионетки. В Шереметевском дворце открылась выставка «Дары друзей»

ФОТО АВТОРА
Костюмный фонд музея, в котором много мемориальных вещей, связанных с русскими артистами, пополнился двумя платьями, преподнесенными Светланой Крючковой. Актриса подарила костюм Мамаевой, в котором она выходила на сцену в спектакле Георгия Товстоногова «На всякого мудреца довольно простоты» (1985 год), и Раневской из «Вишневого сада» Адольфа Шапиро (1993).
Первый костюм — платье цвета бордо в стиле второй половины XIX века выполнено театральным художником Инной Габай. Она часто работала в тандеме с Эдуардом Кочергиным, ныне главным художником БДТ. Создавала не просто костюмы — художественные образы, в которых выражала и характер персонажа, и стиль эпохи.
Платье Раневской — это уже модерн, рубеж XIX – XX веков. Создано Ириной Ведерниковой для спектакля 1993 года. Время, как помним, было сложное, везде дефицит, достать хорошие ткани было непросто. Но талантливый художник может сделать так, что даже синтетика со сцены будет смотреться как дорогой шелк.
В коллекции Музея театрального и музыкального искусства есть великолепные эскизы костюмов Раневской, созданных художниками для разных спектаклей. В том числе для знаменитой постановки Игоря Владимирова на сцене Театра им. Ленсовета в 1978 году. Раневскую играла Алиса Фрейндлих. Сценографию создал Март Китаев, а костюмы — Инна Габай. Платье Светланы Крючковой (на снимке справа) украсит эту галерею, представляющую разные вариации образа чеховской героини.
Москвичи Вячеслав Нечаев и Татьяна Касаткина подарили письма, адресованные балерине Галине Улановой Борисом Пастернаком, Сержем Лифарем, Фаиной Раневской, Джоном Ноймайером. В них — слова восхищения. Кинорежиссер Александр Сокуров передал в дар музею письмо композитора Дмитрия Шостаковича балерине Большого театра Нине Ивановой. За ним — история любви. Шостакович познакомился с балериной Большого театра в 1933 году. Это была любовь с первого взгляда. Но композитор был женат, в семье росли дети…
Еще один подарок — альт «Граф Шереметев», изготовленный скрипичных дел мастером Владимиром Якименко. На обороте инструмента изображен герб рода Шереметевых, которые долгое время были хозяевами дворца, где сейчас располагается музей.
Петербургский модельер Татьяна Котегова представила костюм, созданный для кинодивы Людмилы Гурченко. Он состоит из белого приталенного жакета с отделкой в виде черной птицы из стекляруса и перьев, узкой длинной юбки, шляпки и длинных перчаток. Актриса надевала этот костюм на вечере, посвященном Марлен Дитрих, который проходил в 2006 году в гранд-отеле «Европа». Там была целая коллекция костюмов в стиле Дитрих.
Увидеть костюм можно было и на выставке «Петербург Людмилы Гурченко. Роман длиною в жизнь», организованной в 2014 году в Шереметевском дворце.
Еще один бесценный дар — марионетки из выдающегося спектакля Резо Габриадзе «Песня о Волге», который был создан в 1996 году и демонстрировался в Театре сатиры на Васильевском (ныне Театр на Васильевском). В спектакле действие происходит во время войны. Но в нем нет боев и сражений. Есть люди, переживающие бедствия войны, и есть животные, которые безвинно страдают во время катастроф. Одна из линий рассказывает о любви коня Алеши к цирковой лошадке Наташе. Сначала их разлучает война, а потом — смерть. А судьба молодой женщины, которая ждет возвращения мужа с фронта, переплетается с судьбой муравьихи, оплакивающей дочку, раздавленную солдатским сапогом… Так, через судьбы маленьких людей, беззащитных животных и даже насекомых, режиссер сумел рассказать об одном из самых масштабных сражений минувшего века — Сталинградской битве.
Возрастное ограничение 6+
Читайте также:
В Военно-медицинском музее открылась выставка «Образы Победы»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7855) от 25.02.2025 под заголовком «Платья, письма и марионетки».
Комментарии