Пластика века

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения одного из ведущих скульпторов советской эпохи, создавшего более двадцати памятников, украшающих города России и мира, Михаила Константиновича Аникушина.

Пластика века | ФОТО Павла МАРКИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Павла МАРКИНА/ИНТЕРПРЕСС

Он родился в Москве, но вся его творческая жизнь связана с нашим городом. Здесь установлены монументы, ассоциирующиеся с именем Аникушина, - Пушкин на площади Искусств, скульптурная композиция «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы.

На Петроградской стороне сохранилась и открыта для посетителей мастерская Аникушина, теперь это филиал Музея городской скульптуры. В стенах мастерской развернута выставка, рассказывающая о скульпторе и его творениях.

- Мы готовились к ней несколько лет, думая о круглой дате, - рассказывает старший научный сотрудник Музея городской скульптуры Надежда Ефремова. - Выставка из наших фондов. Показываем более шестидесяти скульптур, но это не все, что у нас есть. Некоторые модели, к примеру, скульптура Пушкина для станции метро «Пушкинская», требовали реставрации. Они дошли до нас не в лучшем состоянии. Модель головы Ленина для памятника на Московской площади, как и сама скульптура, также нуждалась в реставрации. Можно сравнить, как развивался образ, над которым мастер работал несколько лет.

На большом поворотном круге, где создавалась модель памятника Ленину, современные скульпторы установили инсталляцию из труб. Она выглядит как «каркас» этого монумента и создает впечатление многогранности образа.

Дочь Михаила Константиновича Нина Михайловна принесла для выставки рисунки отца, созданные в разное время. Он хорошо рисовал. Много изображений Пушкина в разном возрасте: юный поэт, он же, много переживший... Психологические нюансы интересовали мастера на протяжении всей жизни. Рисунки - свидетельства, как рождалась творческая мысль.

Известно, что Аникушин вел активную общественную и политическую деятельность, присутствовал на партийных съездах, где делал «зарисовки из зала заседания» - молодой Брежнев, Хрущев на трибуне...

Особенно интересны подготовительные наброски к скульптуре Чехова. Их даже специалисты не видели. Аникушин говорил, что Чехов «мучил» его более тридцати лет. К сожалению, завершал памятник и открывал его в Москве уже не автор. В рисунках все узнаваемо - длинное пальто, поникшие плечи. Аникушин искал трагизм и обреченность в образе Чехова. Из окончательного варианта что-то ушло.

В связи с выставкой иначе воспринимается и мемориальная часть мастерской, где эскизы работ, иллюстрации, фотографии разложены сотрудниками музея в папки - «Пушкин», «Чехов»...

В этой мастерской бывали разные люди, хозяин умел находить с ними общий язык. Ему позировала Галина Уланова. С натуры создан бюст трижды Героя Социалистического Труда Санина. Аникушин искал романтическую ноту и в портретах героев труда. Вещи завершенные увеличиваются в размерах, приобретают налет официоза. Портреты в моделях воспринимаются иначе.

На открытии выставки ученики говорили о том, каким преподавателем был Аникушин. Он допускал их к своей работе, передавал мастерство из рук в руки.

Сотрудники музея вспоминают, как трепетно Аникушин относился к нашему городу. Однажды из окна он увидел, как реставраторы моют сфинксов на набережной у Академии художеств. Он оставил класс, не поленился спуститься на набережную, спрашивал: что делают, зачем и чем моют, не снимают ли патину.

Первый монумент России - «Медный всадник» хранит в недрах имя Аникушина. Он был активным членом экспертного совета в 1976 году, когда шла реставрация и обследование памятника. Вскрывался смотровой люк в крупе коня. Важно было получить комментарий скульптора о нестандартной внутренней конструкции творения Фальконе. Михаил Константинович объяснил и сделал наброски каркаса памятника, которые музей бережно хранит. Они исполнены рукой человека, который оценил суть гениального инженерного решения создателя монумента, а не только художественные достоинства. В списке участников реставрации, оставленном потомкам, имя Аникушина стоит первым.

Он жил в нашем городе, работал для него, был убежден: главное - городу не навредить. Памятники, созданные Аникушиным, удивительно ленинградские, окрашенные личными переживаниями. Это прочитывается в монументе «Героическим защитникам Ленинграда». Он сам прошел войну и создал символ человеческой стойкости.

Первым большим государственным заказом Аникушина был памятник Пушкину, выигранный в сложном профессиональном конкурсе. Сохранились документы о его создании. Комиссия из Москвы утвердила готовую статую поэта к отливке. Автор посмотрел на работу «с колес грузовика» и... решил ее не отливать. Написал письмо, в котором нашел слова, позволившие получить дополнительное время, отодвинуть сроки. Работал день и ночь, исправлял что-то в жесте, повороте головы скульптуры. Вносил важные с его точки зрения нюансы. Очевидцы оставили воспоминания, как глухой ночью при фонарях перемещали фанерный силуэт памятника, пытаясь понять, как установить скульптуру, что увеличить, фигуру или постамент.

В мастерской Аникушина висит его халат, испачканный в глине и гипсе. На моделях, оставшихся в доме, где они создавались, отчетливо видны следы пальцев скульптора. Живет и сама мастерская с поворотным кругом и ямой, наполненной голубой глиной, подъездными путями к воротам, через которые въезжали грузовики. На воротах инструменты, которыми пользовался мастер.

#Аникушин #юбилей #скульптор

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?