Главная городская газета

Пластика века

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Пластика века | ФОТО Павла МАРКИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Павла МАРКИНА/ИНТЕРПРЕСС

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения одного из ведущих скульпторов советской эпохи, создавшего более двадцати памятников, украшающих города России и мира, Михаила Константиновича Аникушина.

Он родился в Москве, но вся его творческая жизнь связана с нашим городом. Здесь установлены монументы, ассоциирующиеся с именем Аникушина, - Пушкин на площади Искусств, скульптурная композиция «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы.

На Петроградской стороне сохранилась и открыта для посетителей мастерская Аникушина, теперь это филиал Музея городской скульптуры. В стенах мастерской развернута выставка, рассказывающая о скульпторе и его творениях.

- Мы готовились к ней несколько лет, думая о круглой дате, - рассказывает старший научный сотрудник Музея городской скульптуры Надежда Ефремова. - Выставка из наших фондов. Показываем более шестидесяти скульптур, но это не все, что у нас есть. Некоторые модели, к примеру, скульптура Пушкина для станции метро «Пушкинская», требовали реставрации. Они дошли до нас не в лучшем состоянии. Модель головы Ленина для памятника на Московской площади, как и сама скульптура, также нуждалась в реставрации. Можно сравнить, как развивался образ, над которым мастер работал несколько лет.

На большом поворотном круге, где создавалась модель памятника Ленину, современные скульпторы установили инсталляцию из труб. Она выглядит как «каркас» этого монумента и создает впечатление многогранности образа.

Дочь Михаила Константиновича Нина Михайловна принесла для выставки рисунки отца, созданные в разное время. Он хорошо рисовал. Много изображений Пушкина в разном возрасте: юный поэт, он же, много переживший... Психологические нюансы интересовали мастера на протяжении всей жизни. Рисунки - свидетельства, как рождалась творческая мысль.

Известно, что Аникушин вел активную общественную и политическую деятельность, присутствовал на партийных съездах, где делал «зарисовки из зала заседания» - молодой Брежнев, Хрущев на трибуне...

Особенно интересны подготовительные наброски к скульптуре Чехова. Их даже специалисты не видели. Аникушин говорил, что Чехов «мучил» его более тридцати лет. К сожалению, завершал памятник и открывал его в Москве уже не автор. В рисунках все узнаваемо - длинное пальто, поникшие плечи. Аникушин искал трагизм и обреченность в образе Чехова. Из окончательного варианта что-то ушло.

В связи с выставкой иначе воспринимается и мемориальная часть мастерской, где эскизы работ, иллюстрации, фотографии разложены сотрудниками музея в папки - «Пушкин», «Чехов»...

В этой мастерской бывали разные люди, хозяин умел находить с ними общий язык. Ему позировала Галина Уланова. С натуры создан бюст трижды Героя Социалистического Труда Санина. Аникушин искал романтическую ноту и в портретах героев труда. Вещи завершенные увеличиваются в размерах, приобретают налет официоза. Портреты в моделях воспринимаются иначе.

На открытии выставки ученики говорили о том, каким преподавателем был Аникушин. Он допускал их к своей работе, передавал мастерство из рук в руки.

Сотрудники музея вспоминают, как трепетно Аникушин относился к нашему городу. Однажды из окна он увидел, как реставраторы моют сфинксов на набережной у Академии художеств. Он оставил класс, не поленился спуститься на набережную, спрашивал: что делают, зачем и чем моют, не снимают ли патину.

Первый монумент России - «Медный всадник» хранит в недрах имя Аникушина. Он был активным членом экспертного совета в 1976 году, когда шла реставрация и обследование памятника. Вскрывался смотровой люк в крупе коня. Важно было получить комментарий скульптора о нестандартной внутренней конструкции творения Фальконе. Михаил Константинович объяснил и сделал наброски каркаса памятника, которые музей бережно хранит. Они исполнены рукой человека, который оценил суть гениального инженерного решения создателя монумента, а не только художественные достоинства. В списке участников реставрации, оставленном потомкам, имя Аникушина стоит первым.

Он жил в нашем городе, работал для него, был убежден: главное - городу не навредить. Памятники, созданные Аникушиным, удивительно ленинградские, окрашенные личными переживаниями. Это прочитывается в монументе «Героическим защитникам Ленинграда». Он сам прошел войну и создал символ человеческой стойкости.

Первым большим государственным заказом Аникушина был памятник Пушкину, выигранный в сложном профессиональном конкурсе. Сохранились документы о его создании. Комиссия из Москвы утвердила готовую статую поэта к отливке. Автор посмотрел на работу «с колес грузовика» и... решил ее не отливать. Написал письмо, в котором нашел слова, позволившие получить дополнительное время, отодвинуть сроки. Работал день и ночь, исправлял что-то в жесте, повороте головы скульптуры. Вносил важные с его точки зрения нюансы. Очевидцы оставили воспоминания, как глухой ночью при фонарях перемещали фанерный силуэт памятника, пытаясь понять, как установить скульптуру, что увеличить, фигуру или постамент.

В мастерской Аникушина висит его халат, испачканный в глине и гипсе. На моделях, оставшихся в доме, где они создавались, отчетливо видны следы пальцев скульптора. Живет и сама мастерская с поворотным кругом и ямой, наполненной голубой глиной, подъездными путями к воротам, через которые въезжали грузовики. На воротах инструменты, которыми пользовался мастер.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook