Пластика века

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения одного из ведущих скульпторов советской эпохи, создавшего более двадцати памятников, украшающих города России и мира, Михаила Константиновича Аникушина.

Пластика века | ФОТО Павла МАРКИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Павла МАРКИНА/ИНТЕРПРЕСС

Он родился в Москве, но вся его творческая жизнь связана с нашим городом. Здесь установлены монументы, ассоциирующиеся с именем Аникушина, - Пушкин на площади Искусств, скульптурная композиция «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы.

На Петроградской стороне сохранилась и открыта для посетителей мастерская Аникушина, теперь это филиал Музея городской скульптуры. В стенах мастерской развернута выставка, рассказывающая о скульпторе и его творениях.

- Мы готовились к ней несколько лет, думая о круглой дате, - рассказывает старший научный сотрудник Музея городской скульптуры Надежда Ефремова. - Выставка из наших фондов. Показываем более шестидесяти скульптур, но это не все, что у нас есть. Некоторые модели, к примеру, скульптура Пушкина для станции метро «Пушкинская», требовали реставрации. Они дошли до нас не в лучшем состоянии. Модель головы Ленина для памятника на Московской площади, как и сама скульптура, также нуждалась в реставрации. Можно сравнить, как развивался образ, над которым мастер работал несколько лет.

На большом поворотном круге, где создавалась модель памятника Ленину, современные скульпторы установили инсталляцию из труб. Она выглядит как «каркас» этого монумента и создает впечатление многогранности образа.

Дочь Михаила Константиновича Нина Михайловна принесла для выставки рисунки отца, созданные в разное время. Он хорошо рисовал. Много изображений Пушкина в разном возрасте: юный поэт, он же, много переживший... Психологические нюансы интересовали мастера на протяжении всей жизни. Рисунки - свидетельства, как рождалась творческая мысль.

Известно, что Аникушин вел активную общественную и политическую деятельность, присутствовал на партийных съездах, где делал «зарисовки из зала заседания» - молодой Брежнев, Хрущев на трибуне...

Особенно интересны подготовительные наброски к скульптуре Чехова. Их даже специалисты не видели. Аникушин говорил, что Чехов «мучил» его более тридцати лет. К сожалению, завершал памятник и открывал его в Москве уже не автор. В рисунках все узнаваемо - длинное пальто, поникшие плечи. Аникушин искал трагизм и обреченность в образе Чехова. Из окончательного варианта что-то ушло.

В связи с выставкой иначе воспринимается и мемориальная часть мастерской, где эскизы работ, иллюстрации, фотографии разложены сотрудниками музея в папки - «Пушкин», «Чехов»...

В этой мастерской бывали разные люди, хозяин умел находить с ними общий язык. Ему позировала Галина Уланова. С натуры создан бюст трижды Героя Социалистического Труда Санина. Аникушин искал романтическую ноту и в портретах героев труда. Вещи завершенные увеличиваются в размерах, приобретают налет официоза. Портреты в моделях воспринимаются иначе.

На открытии выставки ученики говорили о том, каким преподавателем был Аникушин. Он допускал их к своей работе, передавал мастерство из рук в руки.

Сотрудники музея вспоминают, как трепетно Аникушин относился к нашему городу. Однажды из окна он увидел, как реставраторы моют сфинксов на набережной у Академии художеств. Он оставил класс, не поленился спуститься на набережную, спрашивал: что делают, зачем и чем моют, не снимают ли патину.

Первый монумент России - «Медный всадник» хранит в недрах имя Аникушина. Он был активным членом экспертного совета в 1976 году, когда шла реставрация и обследование памятника. Вскрывался смотровой люк в крупе коня. Важно было получить комментарий скульптора о нестандартной внутренней конструкции творения Фальконе. Михаил Константинович объяснил и сделал наброски каркаса памятника, которые музей бережно хранит. Они исполнены рукой человека, который оценил суть гениального инженерного решения создателя монумента, а не только художественные достоинства. В списке участников реставрации, оставленном потомкам, имя Аникушина стоит первым.

Он жил в нашем городе, работал для него, был убежден: главное - городу не навредить. Памятники, созданные Аникушиным, удивительно ленинградские, окрашенные личными переживаниями. Это прочитывается в монументе «Героическим защитникам Ленинграда». Он сам прошел войну и создал символ человеческой стойкости.

Первым большим государственным заказом Аникушина был памятник Пушкину, выигранный в сложном профессиональном конкурсе. Сохранились документы о его создании. Комиссия из Москвы утвердила готовую статую поэта к отливке. Автор посмотрел на работу «с колес грузовика» и... решил ее не отливать. Написал письмо, в котором нашел слова, позволившие получить дополнительное время, отодвинуть сроки. Работал день и ночь, исправлял что-то в жесте, повороте головы скульптуры. Вносил важные с его точки зрения нюансы. Очевидцы оставили воспоминания, как глухой ночью при фонарях перемещали фанерный силуэт памятника, пытаясь понять, как установить скульптуру, что увеличить, фигуру или постамент.

В мастерской Аникушина висит его халат, испачканный в глине и гипсе. На моделях, оставшихся в доме, где они создавались, отчетливо видны следы пальцев скульптора. Живет и сама мастерская с поворотным кругом и ямой, наполненной голубой глиной, подъездными путями к воротам, через которые въезжали грузовики. На воротах инструменты, которыми пользовался мастер.

#Аникушин #юбилей #скульптор

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.