План по бабочкам. Второй Набоковский фестиваль прошёл в Рождествено Гатчинского района
Там находится усадьба — единственная недвижимость, которой владел (хотя и очень недолго) Владимир Набоков, поэт, романист и лепидоптеролог, изучающий бабочек. А в нескольких шагах от музея-усадьбы «Рождествено» не так давно открылся Международный центр реставрации.
ФОТО АВТОРА
В день рождения Набокова один из организаторов фестиваля — Музейное агентство Ленинградской области подготовило для его гостей разнообразную программу. «Мы давно мечтали, создать фестиваль для всех. Не только для специалистов, изучающих творчество Владимира Набокова, и студентов-филологов, но и для любителей чтения и просто любопытствующих», — подчеркнула заведующая музеем-усадьбой «Рождествено» Ирина Авикайнен.
Фестивальное утро началось со знакомства с заведующим мастерской реставрации естественно-исторических предметов, единственным в России реставратором высшей категории в своей области Юрием Стариковым. Более сорока лет он проработал в Зоологическом институте РАН, сейчас трудится в Рождествено. Юрий Владимирович показал инструментарий собирателя бабочек. Он оказался не так прост, как может показаться постороннему взгляду. Сачок должен быть определенной формы, чтобы не повредить бабочку. Крылья пойманного насекомого надо увлажнить в эксикаторе (специальная лабораторная посуда), расправить их на раздвижных дощечках и надеть на булавку (их несколько видов, канцелярские и швейные не годятся), а затем на пластине, лучше всего — корковой, поместить в специальный ящик, закрытый стеклом.
На рабочем столе у реставратора таких ящиков с бабочками несколько. В центре ящик с махаоном. Помните, у Набокова: «…Издалека узнаешь махаона // По солнечной, тропической красе». Этот ящик поступил в музей, когда он еще был краеведческим, то есть до 1974 года. Остальные ящики единого формата были подарены петербургским коллекционером в начале 2000‑х для пополнения собрания набоковского музея. «Теперь предстоит реставрация этих бабочек, судя по виду, их ловили от пятидесяти до ста лет назад, — продолжает Стариков. — Здесь сломанное крыло, его надо аккуратненько склеить. Иногда утрачены усики, их можно воссоздать из ниток. По каждой бабочке план работ будет утверждать реставрационный совет».
В одном из ящиков находится большая ночная бабочка мертвая голова с изображением в виде черепа на голове. С ней тоже предстоит поработать реставраторам. Время у специалистов еще есть: открытие усадебного дома в Рождествено планируется в 2027 году.
Переходим в мастерскую реставрации скульптуры и керамики, где реставраторы Станислав Щиторец, Татьяна Назарова и Ольга Окатова приступают к реставрации гипсового бюста Набокова, созданного известным петербургским скульптором Яном Нейманом. По словам наследницы мастера Татьяны Верижниковой, бюст был создан в конце 1980‑х годов, когда в нашей стране начали публиковать романы писателя, и какое‑то время находился в набоковском доме на Большой Морской, 47. Скульптуре предстоит расчистка, которая покажет, в каком состоянии она находится. Тут же Верижникова достает из сумочки небольшой барельефный портрет Набокова и дарит его музею.

ФОТО АВТОРА
Днем состоялся показ выставки «Репетиция ностальгии» в самом усадебном доме (он закрыт на реставрацию, но сотрудники музея обещают допускать организованные группы и после фестиваля). Выставочный студенческий проект соединил фотографии набоковских мест (Рождествено, Выра, Батово), сделанные до рождения писателя и в 1970‑е годы. Альбом снимков XIX века подарен музею много лет назад. Фото советского времени были обнаружены в архиве Набокова, который в 2021 году поступил в Пушкинский Дом. Возможно, их автор — сестра писателя Елена Сикорская, посещавшая СССР.
Затем гостей пригласили в конференц-зал реставрационного центра, где сотрудники Пушкинского Дома подарили музею дублеты из архива Набокова. Самое любопытное в этом незапланированным даре — обложка журнала с портретом писателя. Известно, что некоторые читатели присылали Набокову вырезки из журналов в надежде, что он поставит автограф и вернет вырезку обратно. Набоков этого не делал, но обложки со своим изображением сохранял.
Финалом фестиваля стал запуск метавселенной «Набоковские земли». Это постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди с помощью технологий могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары. В качестве исходного пространства музейщики использовали образы трех набоковских усадеб начала ХХ века, сохранившиеся на снимках и в воспоминаниях — профессиональные айтишники перевели все это в виртуальный мир. А попасть в него может любой желающий. Для этого нужно создать свой аватар, одеть его в костюмы набоковского времени и отправиться в путь, собирая по дороге открытки с видами усадеб и пояснительными текстами.
Читайте также:
Все в одной лодке. В Петербурге открылась выставка «Автопортрет. Во времени и в пространстве»
Поэзия в чемодане. В Петербурге открылась выставка «Почему, почему я лучше всех?»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7901) от 05.05.2025 под заголовком «План по бабочкам».





Комментарии