Пламень трибун Октября

В Музее петербургского авангарда – доме Матюшина открылась выставка «Праздничное оформление города 1918 – 1930-е годы». Сотрудники Музея истории Петербурга, частью которого является матюшинский дом, не скрывают: она приурочена к годовщине Октябрьской революции.

Пламень трибун Октября  | Неизвестный фотограф. Оформление трибуны на площади Урицкого в дни празднования 14-летия Октября. 1931 г.<br>Предоставлено ГМИ СПб

Неизвестный фотограф. Оформление трибуны на площади Урицкого в дни празднования 14-летия Октября. 1931 г.
Предоставлено ГМИ СПб

В российском обществе продолжаются горячие споры о событиях почти столетней давности. Но за это время стало очевидно: яркая и разнообразная художественная жизнь России того времени имела мировое значение.

Праздничное оформление было важной частью русского авангардного проекта, который в первые послереволюционные годы активно поддерживался советской властью.

В небольшом выставочном пространстве показаны оригинальные эскизы, открытки и фотографии из фондов ГМИ СПб. Они поделены на три основных блока. Первый – эскизы оформления площади Урицкого (Дворцовая площадь) к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные Натаном Альтманом. Позже художник вспоминал: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. Превратить ее в место, куда революционный народ пришел праздновать свою победу. Я не стал украшать ее. Творения Растрелли и Росси не нуждались в украшениях. Красоте императорской России я хотел противопоставить новую красоту победившего города. Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».

В то время со стороны Невского проспекта площадь была отделена деревьями. Альтман надел на кроны кубистические «объемы» и затянул их зеленой тканью. Через несколько дней «Петроградская правда» отметила, что художник стремился создать «красочное построение радости и торжества». Главными элементами стали огромные полотнища на крыльях Главного штаба «Земля – трудящимся» и «Заводы – трудящимся», а также трибуна вокруг Александровской колонны, которая украшена рвущимися вверх «языками» революционного пламени.

Второй блок выставки рассказывает о малоизвестном объединении ИЗОРАМ (Изо рабочей молодежи) – группе самодеятельных художников, которой было доверено оформление грандиозных трибун на площади Урицкого 1 мая и 7 ноября 1931 года и 1 мая 1932 года. Ушла тема радости первых революционных лет, главным стала борьба – с мировым империализмом и отечественными кулаками. Вместе с радостью ушел и большой авангардный стиль. Судя по архивным фотографиям, работы «изорамовцев» дробны и иллюстративны. Над головой стоящего у штурвала 20-метрового рабочего начертано строгое предупреждение: «Либо смерть, либо догнать и перегнать».

Завершает выставку эскиз декоративной установки Михаила Матюшина «Новый быт – старый быт», созданный им вместе с молодыми учениками к 1 мая 1931 года. Объект с изображением женщины, которая освободилась от кухонного рабства и патриархальных предрассудков, был установлен в праздничный день на Международном (ныне – Московском) проспекте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5582) от 09.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?