Главная городская газета

Пламень трибун Октября

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
Пламень трибун Октября  | Неизвестный фотограф. Оформление трибуны на площади Урицкого в дни празднования 14-летия Октября. 1931 г.<br>Предоставлено ГМИ СПб

Неизвестный фотограф. Оформление трибуны на площади Урицкого в дни празднования 14-летия Октября. 1931 г.
Предоставлено ГМИ СПб

В Музее петербургского авангарда – доме Матюшина открылась выставка «Праздничное оформление города 1918 – 1930-е годы». Сотрудники Музея истории Петербурга, частью которого является матюшинский дом, не скрывают: она приурочена к годовщине Октябрьской революции.

В российском обществе продолжаются горячие споры о событиях почти столетней давности. Но за это время стало очевидно: яркая и разнообразная художественная жизнь России того времени имела мировое значение.

Праздничное оформление было важной частью русского авангардного проекта, который в первые послереволюционные годы активно поддерживался советской властью.

В небольшом выставочном пространстве показаны оригинальные эскизы, открытки и фотографии из фондов ГМИ СПб. Они поделены на три основных блока. Первый – эскизы оформления площади Урицкого (Дворцовая площадь) к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные Натаном Альтманом. Позже художник вспоминал: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. Превратить ее в место, куда революционный народ пришел праздновать свою победу. Я не стал украшать ее. Творения Растрелли и Росси не нуждались в украшениях. Красоте императорской России я хотел противопоставить новую красоту победившего города. Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».

В то время со стороны Невского проспекта площадь была отделена деревьями. Альтман надел на кроны кубистические «объемы» и затянул их зеленой тканью. Через несколько дней «Петроградская правда» отметила, что художник стремился создать «красочное построение радости и торжества». Главными элементами стали огромные полотнища на крыльях Главного штаба «Земля – трудящимся» и «Заводы – трудящимся», а также трибуна вокруг Александровской колонны, которая украшена рвущимися вверх «языками» революционного пламени.

Второй блок выставки рассказывает о малоизвестном объединении ИЗОРАМ (Изо рабочей молодежи) – группе самодеятельных художников, которой было доверено оформление грандиозных трибун на площади Урицкого 1 мая и 7 ноября 1931 года и 1 мая 1932 года. Ушла тема радости первых революционных лет, главным стала борьба – с мировым империализмом и отечественными кулаками. Вместе с радостью ушел и большой авангардный стиль. Судя по архивным фотографиям, работы «изорамовцев» дробны и иллюстративны. Над головой стоящего у штурвала 20-метрового рабочего начертано строгое предупреждение: «Либо смерть, либо догнать и перегнать».

Завершает выставку эскиз декоративной установки Михаила Матюшина «Новый быт – старый быт», созданный им вместе с молодыми учениками к 1 мая 1931 года. Объект с изображением женщины, которая освободилась от кухонного рабства и патриархальных предрассудков, был установлен в праздничный день на Международном (ныне – Московском) проспекте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook