Пламень трибун Октября

В Музее петербургского авангарда – доме Матюшина открылась выставка «Праздничное оформление города 1918 – 1930-е годы». Сотрудники Музея истории Петербурга, частью которого является матюшинский дом, не скрывают: она приурочена к годовщине Октябрьской революции.

Пламень трибун Октября  | Неизвестный фотограф. Оформление трибуны на площади Урицкого в дни празднования 14-летия Октября. 1931 г.<br>Предоставлено ГМИ СПб

Неизвестный фотограф. Оформление трибуны на площади Урицкого в дни празднования 14-летия Октября. 1931 г.
Предоставлено ГМИ СПб

В российском обществе продолжаются горячие споры о событиях почти столетней давности. Но за это время стало очевидно: яркая и разнообразная художественная жизнь России того времени имела мировое значение.

Праздничное оформление было важной частью русского авангардного проекта, который в первые послереволюционные годы активно поддерживался советской властью.

В небольшом выставочном пространстве показаны оригинальные эскизы, открытки и фотографии из фондов ГМИ СПб. Они поделены на три основных блока. Первый – эскизы оформления площади Урицкого (Дворцовая площадь) к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные Натаном Альтманом. Позже художник вспоминал: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. Превратить ее в место, куда революционный народ пришел праздновать свою победу. Я не стал украшать ее. Творения Растрелли и Росси не нуждались в украшениях. Красоте императорской России я хотел противопоставить новую красоту победившего города. Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».

В то время со стороны Невского проспекта площадь была отделена деревьями. Альтман надел на кроны кубистические «объемы» и затянул их зеленой тканью. Через несколько дней «Петроградская правда» отметила, что художник стремился создать «красочное построение радости и торжества». Главными элементами стали огромные полотнища на крыльях Главного штаба «Земля – трудящимся» и «Заводы – трудящимся», а также трибуна вокруг Александровской колонны, которая украшена рвущимися вверх «языками» революционного пламени.

Второй блок выставки рассказывает о малоизвестном объединении ИЗОРАМ (Изо рабочей молодежи) – группе самодеятельных художников, которой было доверено оформление грандиозных трибун на площади Урицкого 1 мая и 7 ноября 1931 года и 1 мая 1932 года. Ушла тема радости первых революционных лет, главным стала борьба – с мировым империализмом и отечественными кулаками. Вместе с радостью ушел и большой авангардный стиль. Судя по архивным фотографиям, работы «изорамовцев» дробны и иллюстративны. Над головой стоящего у штурвала 20-метрового рабочего начертано строгое предупреждение: «Либо смерть, либо догнать и перегнать».

Завершает выставку эскиз декоративной установки Михаила Матюшина «Новый быт – старый быт», созданный им вместе с молодыми учениками к 1 мая 1931 года. Объект с изображением женщины, которая освободилась от кухонного рабства и патриархальных предрассудков, был установлен в праздничный день на Международном (ныне – Московском) проспекте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5582) от 09.11.2015.


Комментарии