Пламень, лебедь, демон
Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения русского художника Михаила Врубеля.

М. А. Врубель. Автопортрет. 1904. ФОТО предоставлено пресс-службой ГРМ
Эту дату в Петербурге не отметят выставками. Большая ретроспектива художника прошла в Русском музее десять лет назад, к 150-летнему юбилею. Там можно было увидеть 200 произведений мастера. Всего же в коллекции Русского музея хранится около 250 его работ. Среди них такие широко известные зрителю живописные произведения, как «Гамлет и Офелия» (1884), панно «Утро» (1897), «Богатырь» (1898), «Летящий демон» (1899), «Шестикрылый серафим» (1904). Многие из них петербуржцы и туристы могут видеть в постоянной экспозиции – в знаменитом зале # 66.
В 2013 году в Корпусе Бенуа открыли постоянную экспозицию декоративно-прикладного искусства XX века. Там есть майолика Врубеля, мерцающая каким-то инопланетным светом. Музейные сотрудники рассказывали на открытии экспозиции, что сначала хотели показывать прикладное искусство в залах, где висят картины. Так, не раз пробовали ввести в 66-й зал знаменитый камин «Вольга и Микула», созданный Врубелем для Всемирной выставки в Париже. Но не получилось: прикладная часть творчества художника не соединялась с его живописью в единое целое. Потому что у декоративно-прикладного искусства свои законы. Тогда и решили сделать отдельную экспозицию. Она находится в галерее, расположенной параллельно залам живописи, так что легко оценить творчество художника со всех сторон.
Не так давно на выставке новых поступлений Русского музея демонстрировался графический автопортрет Врубеля. Наталья Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII – начала XX века, рассказала, что этот автопортрет попал в Русский музей в составе замечательной коллекции братьев Ржевских. Экспозиция «Дар братьев Ржевских» размещается в Мраморном дворце. Но и там графический автопортрет Врубеля появляется нечасто. Графические листы очень хрупкие, они боятся яркого света, чувствительны к температуре и влажности воздуха и требуют особых условий хранения. Поэтому графическую часть коллекции периодически меняют. Автопортрет художника приковывает взгляд. В его тонком, нервном лице – обреченность, предчувствие страданий и ранней смерти.
Михаил Врубель, истерзанный душевной болезнью, потерявший зрение, умер 14 апреля 1910 года. Его похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище. Александр Блок на похоронах художника сказал: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Отблеск этих миров есть в живописи Врубеля, в особенности в образах Демона, которого он писал в течение многих лет. Сам художник не раз говорил, что Демон был для него «олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».
Недавно КГИОП запросил Министерство культуры о возможности установить памятник Врубелю на его могиле, на историческом постаменте, который появился в 1913 году, после того как рядом с Врубелем была похоронена его жена оперная певица Надежда Забела-Врубель. Собирались поставить памятник, но разразилась Первая мировая война, затем произошла революция. Проект памятника выдающемуся русскому художнику разработали архитектор Рафаэль Даянов и скульптор Максим Ведерников.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (5662) от 17.03.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии