Плач по Конармии и земле

22 и 23 января на Новой сцене Александринского театра показали спектакль «Конармия», поставленный режиссером Максимом Диденко со студентами мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ. Зрители увидели и балет, и мюзикл, и драму – в общем, яркий пример того, что сейчас называют «синтезом искусств». Кроме того, режиссер ставит на Новой сцене Александринского театра сценическую версию фильма «Земля» (1930). Премьера состоится весной. С Максимом ДИДЕНКО побеседовала наш корреспондент.

Плач по Конармии и земле | ФОТО предоставлено пресс-службой Новой сцены Александринского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Новой сцены Александринского театра

– Как появилась ваша странная «Конармия», в которой проза Исаака Бабеля превратилась в мелодичные песни?

– Я давно лелеял мечту воплотить прозу Бабеля на сцене. Когда Дмитрий Брусникин предложил мне что-нибудь поставить на его курсе при Школе-студии МХАТ, я в свою очередь сразу предложил «Конармию» Бабеля. Идея понравилась, мы получили грант от департамента культуры Москвы. Для начала поехали в Комарово, в Дом отдыха творческих работников, где десять дней репетировали. С нами поехал композитор Иван Кушнир, да и сами артисты много предлагали в разных жанрах. Старушки, которые с нами жили, были в шоке. Надо сказать, я сам был в шоке от этих идей. Очень сложно было переделать прозаический текст в песни, но как-то удалось. Некоторые называют это мюзиклом, другие – саунд-драмой. Я сам назвал «Конармию» балетом-ораторией. Дмитрий Брусникин сказал, что это «плач» – по аналогии с народной песенной формой.


– Теперь поговорим о «Земле». В чем сегодня актуальность этого шедевра отечественного немого кино?

– В последнее время меня волнует тема Родины, земли, на которой я родился, а если точнее, тема владения землей, одна из самых болезненных в мировой истории. Я поставил вопрос шире: кому принадлежит земля? Мы боремся за землю и думаем, что можем ею обладать, но на самом деле земля – это то, что нас родит и во что мы уходим. Земля прекрасно обойдется без нас. Иллюзия обладания опасна. Вместо того чтобы без конца делить землю, лучше заняться выращиванием здоровой пищи, благоустройством домов, чистотой улиц, лечением больных и воспитанием детей. Это гораздо важнее, чем решать вопросы владения.

Фильм Александра Довженко я видел в детстве и за основу своего художественного высказывания взял только структуру, «скелет» фильма, но прежде всего меня интересуют сегодняшние смыслы. Я сам еще не знаю, кто будет героем, а кто – антигероем. Потому что непонятно, к какому классу отнести сегодняшнего героя. На чью сторону вы встанете, тот и будет для вас героем. Наше совместное путешествие будет совершено в поисках героя, а фильм Довженко станет картой этого путешествия. Но надо понимать, что это очень старая карта – сегодня ландшафт существенно изменился.


– Какой же у зрителя будет выбор?

– Все будет происходить на условной спортивной площадке. Две команды, которых я для себя разделил на «западников» и «славянофилов». Сейчас сильно обострилось это противостояние. Меня оно тревожит, потому что я как отец двоих детей хочу, чтобы они выросли в здоровой стране, где можно находить общий язык без драки, посредством диалога.


– После того как в 2013 году Кирилл Серебренников поставил спектакль «Идиоты» по мотивам фильма Ларса фон Триера, в театре появилась своеобразная тенденция переносить на сцену сюжеты кинофильмов.

– Мне кажется, это новый, самый действенный и интересный способ взаимодействия кино и театра. Что касается моего спектакля, мне было важно соприкоснуться с опытом поколений. По моему мнению, в нашем обществе произошла катастрофа – в 1990-е годы память поколений стерлась. И моя задача – вернуть память поколений. И с точки зрения изобразительного ряда мы перенесли все в 1990-е. В большей степени это танцевальный спектакль, не уверен, что нам понадобится текст. Я планирую использовать эстетику ток-шоу. Перед спектаклем будут бесплатные показы фильма, хочется привлечь внимание к произведению Довженко.


– Максим, кажется, в творчестве для вас нет преград: вы ставили мюзиклы, балеты, цирковое шоу, драматические спектакли, авангардные перформансы в камерных пространствах и на сценах государственных театров.

– Я воспитывался в атмосфере постоянных творческих экспериментов. Моя бабушка Любовь Ермолаева – театральный режиссер – основала в Омске, откуда я родом, свой театр поэзии. А мой дядя – тоже режиссер – занимался пантомимой, клоунадой, театром движения... Я поступил в петербургскую театральную академию на курс Григория Козлова, который в ту пору был авангардистом, едва ли не самым смелым из театральных режиссеров. Он занимался театральным сочинительством, и мы бесконечно сочиняли, сочиняли, сочиняли... Я достаточно долго работал актером. Переход от актерской профессии в режиссуру был сложный.

Все явления, о которых я говорю, все эти эксперименты на стыке жанров – альтернативная волна, представители которой тогда с государственными театрами не взаимодействовали.


– Сейчас эти два параллельных вектора объединились.

– Это здорово. Но все равно сохраняется конфликт разных взглядов на театр. Происходит довольно болезненный процесс поиска компромисса. Но в результате рождается что-то новое, и это радует. Я вижу, что есть новое поколение талантливых артистов, режиссеров...


– По вашему мнению, какие задачи стоят перед современным театром?

– Я убежден, что это важный общественный институт, который способствует внутреннему преображению человека. В чем-то функция театра терапевтическая. Лицедейство сродни служению. У меня есть ощущение, что наше общество в большинстве своем ленивое. Моя задача – его взбудоражить.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5384) от 26.01.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.