Питер живет, преодолевая печаль

Максим Жерновой, любимый многими петербургский музыкант, недавно отметил день рождения. Накануне наш журналист встретилась с ним и побеседовала о его проектах, петербургской культуре и о приезжих, которых «поглощает» наш город.

Питер живет, преодолевая печаль | ФОТО из архива Максима Жернового

ФОТО из архива Максима Жернового

– Вы снимаетесь в кино, играете в музыкальной группе и работаете арт-директором арт-кафе. Какое из этих дел самое главное?

– Уже много лет основную часть времени трачу на организацию культурного процесса в кафе «Африка». Это один из самых старых клубов в Петербурге, он обладает особой атмосферой. Мы такие – не всеядные и в то же время не пафосные. В «Африке» бывает совершенно разная музыка: от бардовской песни до джаза и классики. И не только музыка – литературные представления, выставки, встречи с писателями.


– Что входит в обязанности арт-директора?

– В таком маленьком заведении эта должность скорее называется «администратор». Все, что нужно делать человеку, который занимается организацией выступлений: от общения с музыкантами на начальном этапе до общения с публикой на концерте. Нельзя просто записать в блокноте: «такой-то артист такого-то числа, приходите». Если что-то упустишь, получишь пустой зал. Работы много, она интересная, и выходных не бывает.


– Отпуск бывает?

– Конечно, мы ведь тоже люди. Летом стараемся куда-нибудь уехать.


– В Африке были?

– Пока нет, но, надеюсь, когда-нибудь там окажусь. Не может ведь арт-директор «Африки» не побывать в Африке. Вдруг с гастролями получится съездить. Это только кажется, что Африка далеко. На самом деле рядом.


– А еще вы в кино снимаетесь...

– Совершенно случайно там оказался. Режиссер Алексей Учитель снимает фильм под рабочим названием «Матильда». Интересный художественный фильм о любви, в нем гигантское количество народа задействовано. Я играю одного из архиереев в сцене коронации Николая II. Позвали: «не хотите ли, у вас борода есть»... Вот и хожу уже почти год в таком бородатом виде, даже в метро стали место уступать.


– Что показалось вам самым трудным на съемочной площадке?

– Когда не понимаешь, что это на самом деле, кажется, что кино – сплошная романтика и приключения. Но это тяжелая муторная работа, требующая внутреннего напряжения и силы воли. Надо, например, несколько часов стоять. Стоишь на ногах и стоишь. Не понимаешь, когда именно и что начнется. Поэтому постоянно находишься в напряжении. Профессиональные актеры, наверное, его легко переносят, а с непривычки трудно быть задействованным 15 часов в сутки. Вспомнил службу в армии – тоже тяжело было.


– И еще вы основатель группы «Вереск».

– Да, это мое давнее увлечение. Еще со времен Советского Союза и первых групп, которые собирал после школы. В армии служил в духовом оркестре, там и получил музыкальное образование, два года протрубил. Вернулся и начал в Питере экспериментировать. В 1999-м году образовалась фолк-рок-группа «Вереск». Записали полтора альбома, выступаем по клубам, иногда ездим на гастроли. Среди аудитории, которая интересуется такой музыкой, мы известны. Параллельно занимаюсь сольным проектом «Трубадур». В основе мои песни, которые исполняю в компании разных хороших питерских музыкантов. В этом творческом процессе участвует и моя жена Ирина – как актриса, музыкант и художник (на снимке музыкант вместе с супругой).


– Какие еще у вас творческие проекты?

– Уже не первый год занимаюсь организацией фестиваля «Волынщик». Фестиваль представляет особый пласт питерской культуры – фолк-музыка, рок-музыка и авторская песня. Делаем опен-эйр в разных местах, например, на Петропавловке, в ЦПКиО. Много артистов участвуют. Сам фестиваль бесплатный: зрители просто приходят, музыканты денег не просят. Стараемся денежные отношения свести к минимуму.


– Как бы вы описали культуру нашего города?

– Я бы за это описание не взялся. Слишком сложно. Метафизика города непростая и отличается от того, что происходит в других местах. Видимо, накладывает отпечаток архитектура, история Петербурга и его концентрированная красота. Она проецируется на то, что происходит в судьбах артистов и в различных направлениях. Все взаимосвязано, у нашего города и его жителей одна корневая система.

Питер строился людьми, которые приехали из других мест, – город приезжих, так исторически сложилось. И продолжает складываться. На протяжении творческой жизни постоянно знакомлюсь с людьми, которые приезжают. Некоторое время человек сохраняет принадлежность к родному месту, а через три-четыре года становится питерским. Бывает, говорок остается, но видно, что город захватывает, меняет черты лица. Появляется легкий налет декаданса и грусти – в Питере больше печали, чем радости. И при этом он оптимистичный. Город все время живет через преодоление печали и депрессии, выживает, и в этом его внутренняя сила.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043(5416) от 13.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?