Только на сайте

«Письмо Татьяны к Онегину — заведомо провальная идея»: неожиданные выводы участников форума «Живая классика»

В Санкт-Петербурге при информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» завершился III Международный педагогический форум «Живая классика», собравший 300 педагогов и библиотекарей из разных регионов России, а также из США, Италии, Австралии, Узбекистана, Эстонии и Кыргызстана.

«Письмо Татьяны к Онегину — заведомо провальная идея»: неожиданные выводы участников форума «Живая классика» | Фото: предоставлено организаторами

Фото: предоставлено организаторами

В Санкт-Петербург их привела не только любовь к русской литературе: все они принимают участие в организации самого масштабного в России детского конкурса юных чтецов «Живая классика».  Ежегодно этот конкурс собирает более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России и почти 80 стран мира. 

Темы форума разнообразны, но всегда связаны с чтением: как современные подростки воспринимают классику, какие книги рекомендуют буктьюберы, что почитать в трудной жизненной ситуации, как создать в школе развивающую информационную среду, в каком возрасте чьи книжные рекомендации более важны для подростка, как правильно разложить книги дома, чтобы в них захотелось заглянуть. Психологи, психотерапевты, социологи, литературоведы, книжные блогеры помогли учителям литературы и библиотекарям посмотреть на проблему подросткового чтения с разных сторон. Врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и психосоматики Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии В. В. Титова пришла к выводам, что чтение вслух способствует развитию эмпатии, а читающие вслух дети склонны к общественной деятельности и благотворительности. Доктор педагогических наук, профессор кафедры Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Л.С. Илюшин рассказал о том, как тексты в пространстве школы могут противоречить интенции их создателя, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. С. Собкин привёл детальную статистику читательских предпочтений школьников в разном возрасте. Э.В. Шамонова, директор КГАОУ «Краевой центр образования» Хабаровского края продемонстрировала уникальный проект создания развивающей среды в школе: от погружения детей в билингвальную и мультилингвальную среду (равнозначное изучение и погружение воспитанников в два и более языка) до создания индивидуальных образовательных маршрутов. Доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Т.Г. Галактионова сообщила, что в «Сириусе» дети сделали неожиданные выводы из чтения классики - например, о провальной идее Татьяны с ее письмом.

IMG_3285.jpg 

Фото: предоставлено организаторами

Президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова отметила: «Какие-то мысли спикеров казались революционными и приводили к бурному обсуждению. Одного не было на форуме - скуки. Этот форум академический, но живой, разрушающий стереотипы и поднимающий темы, о которых не принято говорить в школьной среде. Задача форума - подкинуть новые идеи, вдохновить, поменять привычный ход мыслей, разрушить шаблоны и предложить новые образовательные возможности».

Важно, что конкурс «Живая классика» проводится не только в России, но и за рубежом, так как сегодняшним школьникам с большой вероятностью придется сотрудничать с людьми из разных культур: с отличающимся опытом, убеждениями, способностями реагировать, - работать в многонациональных командах. Таким образом, создается будущая интеллектуальная элита страны, будущие проводники российской культуры за рубежом.  

Генеральные партнеры Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» - компания «Норникель» и группа компаний «Просвещение». Конкурс проходит под патронатом Министерства просвещения и с использованием гранта Президента РФ (подробнее об этом — в нашем предыдущем материале).

Михаил Кожевников, первый вице-президент группы компаний «Просвещение», обратился к ведущим специалистам образовательной отрасли с такими словами: «Ваш труд поистине неоценим, ведь именно русский язык и литература являются основой культурной идентификации».

Некоторые итоги форума:

  • с 2019 года участники конкурса «Живая классика» смогут пройти прослушивание в ГИТИС на региональном этапе конкурса в своём регионе. Лучшие приедут поступать в Москву сразу на 3 тур.

  • в 2019 году стартует проект «Живая классика 365», в рамках которого каждый участник конкурса сможет инициировать онлайн конкурс по чтению вслух произведений любимого автора.

  • поменялись критерии оценки выступлений. В 2019 году отрывки из романов будут получать большее количество балллов, чем рассказы.

Следующий педагогический форум «Живая классика» пройдёт с 20 по 23 сентября 2019 года.

#педагоги #культура #фестиваль

Комментарии