Пиранезийский держите шаг
Выставка-премьера «Пиранезианство в советской архитектуре 1920 - 1930-х годов», которая открылась в Рафаэлевском зале Музея Академии художеств, впервые представляет широкой публике проекты молодых тогда авторов, испытавших сильное влияние знаменитого итальянского художника XVIII века.
![Пиранезийский держите шаг | П. Штеллер. Проект судостроительной верфи. 1936 г. ФОТО предоставлено НИМ РАХ](/upload/iblock/f00/23shteller_verf.jpg)
П. Штеллер. Проект судостроительной верфи. 1936 г. ФОТО предоставлено НИМ РАХ
Как рассказала нашей газете Екатерина Савинова, куратор проекта, старший научный сотрудник музея, время революционного романтизма перекликается с бумажной архитектурой Джованни Пиранези. Масштабные проекты первых лет советской власти не соответствовали ни материальным, ни техническим возможностям страны и не могли быть реализованы. Выставка, посвященная 100-летию русской революции, построена как диалог искусства Пиранези и произведений его последователей, работавших на полтора века позже. Всего показано около ста произведений из собрания Музея Академии художеств.
Хорошо известные и часто выставляемые офорты Пиранези, изображающие античный Рим - Колизей, Пантеон, Арку Септимия Севера, город эпохи Ренессанса - замок Святого Ангела, дополнены пробковыми моделями тех же памятников, вырезанных Антонио Кики, современником Пиранези. Особенно впечатляет модель Пантеона, состоящая из двух половинок, чтобы можно было увидеть здание одновременно изнутри и снаружи. Масштаб модели - 1:80. Если учесть, что высота Пантеона 43 метра, то модель имеет солидную для нее высоту полметра.
Коллекция пробковых моделей была специально заказана у автора Екатериной II и является одним из крупнейших в мире собраний работ Кики.
Самые ранние рисунки советского времени принадлежат Ною Троцкому. В 1920 году проект многофункционального общественного здания «Дом цехов» стал его дипломной работой в Академии художеств. Знаменитые рустованные ренессансные фасады Троцкого появились тогда.
В начале двадцатых годов театральный художник Борис Альмединген создал проект реконструкции кинотеатра «Пикадилли» (ныне - «Аврора») в духе ренессансного палаццо. Если бы он был реализован, то тесный дворик на Невском проспекте, 60, выглядел совершенно иначе.
В 1924 году состоялся конкурс на памятник Ленину у Финляндского вокзала. Иосиф Лангбард придумал грандиозный монумент. Для масштаба на его рисунке изображен аэроплан, который пролетает рядом с головой вождя.
В 1927 году Лев Руднев в качестве памятника к 10-летию Октября придумал огромный куб с надписью: «Сей камень сооружен во имя власти советов рабочих и крестьян».
Через несколько лет темой нескольких дипломных проектов в Академии художеств стал Морской вокзал в Ленинграде. Назначение здания потребовало от молодых архитекторов Александра Андреева и Феофилакта Коимшиди сдержанности в выборе классицистических деталей. Но огромные размеры зданий подчеркивали претензии СССР на роль морской супердержавы.
Гигантомания свойственна и проекту судостроительной верфи Павла Штеллера. Его рисунки и чертежи большого формата в течение двух лет реставрировались специально для «пиранезианской» выставки.
Единственный рисунок, который может узнать любой петербуржец, принадлежит Евгению Левинсону. Это проект Дома военморов на Петровской набережной. Но и он реализован в сильно упрощенном виде.
Выставка продлится по 16 апреля.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Комментарии