Пиотровский прокомментировал взаимодействие рынка и музейных экспонатов

В конце минувшего года Эрмитаж открыл серию выставок, каждую из которых можно считать событием в культурной жизни. Но в последние несколько дней на слуху одна – «Фаберже – ювелир императорского двора». Она объединила экспонаты из Эрмитажа, Петергофа, Павловска и нескольких относительно недавно сформировавшихся музейных собраний. Наша газета подробно рассказывала о ней своим читателям.

Пиотровский прокомментировал взаимодействие рынка и музейных экспонатов | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Для Эрмитажа выставка о самом известном русском ювелире не первая. В 1993 году в Георгиевском зале Зимнего дворца была представлена огромная выставка «Фаберже – придворный ювелир», побывавшая затем в Париже и Лондоне. Далее последовал цикл показов коллекций Фаберже, а в 2014 году в Восточном крыле здания Главного штаба открылись именные залы знаменитого ювелира.

Новую выставку музей посвятил памяти крупнейшего исследователя творчества Карла Фаберже Марины Лопато, которая ее готовила, но не дожила до открытия.

И вот на прошлой неделе некий проживающий в Лондоне коллекционер (не стану называть его имя, дабы не способствовать известности, чего он, судя по всему, и добивается) попытался раздуть скандал, опубликовав на собственном сайте открытое письмо директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. В нем в выражениях, не принятых для переписки в музейном сообществе, он уверяет, что на выставке рядом с подлинными шедеврами Фаберже присутствуют подделки. Автора послания не устроил и выбор частных собраний партнеров Эрмитажа для этого проекта, разумеется, за исключением музеев-заповедников «Павловск» и «Петергоф». Скорее всего, именно в плоскости отношений на антикварном рынке стоит искать причину раздражения человека, который специализируется, как следует из его сайта, на услугах по приобретению, продаже, оценке, реставрации и страхованию предметов искусства.

Во вступительной статье к каталогу выставки Михаил Пиотровский говорит о том, что слава Фаберже возросла непомерно, а с нею – и аукционные цены.

«Спрос породил предложение, на рынке всплыло множество новых работ фирмы Фаберже, его подражателей, реплик. Массовый характер производства, обилие стилистических приемов, множество участников процесса, в том числе и первоклассных мастеров, высокие цены и сложные судьбы творцов, заказчиков, новых и старых хозяев – все это породило массовую активность подражателей, имитаторов и фальсификаторов. Подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи всегда может быть оспорена и оспаривается. Документы, квитанции, наличие клейм помогают только частично, консенсус экспертного сообщества достигается непросто, а часто – отсутствует. Поэтому всякой новой публикации сопутствует дискуссия. И это правильно, когда каждая новая выставка влечет за собой «круглые столы» с обсуждением общих и частных проблем. Надо заметить, что вопросы относительного авторства и подражательства обострились сегодня даже в сфере классической живописи (Рембрандт, Рубенс, леонардески, русский авангард). Тем более они присутствуют в сфере скульптуры и прикладного искусства».

Для «Санкт-Петербургских ведомостей» Михаил Пиотровский пояснил:

– Наши специалисты считают, что вещи, показанные на выставке, достойны быть представленными, и о них говорили. Обсуждать это следует в музейном сообществе.

Сегодня все так увлеклись рынком, что рыночная идеология начинает вмешиваться, когда речь идет о музейных вещах. Музейные эксперты держат вещи в руках, решают, это оригинал, подделка, подражание, копия или авторское повторение. Мы не удивляемся, когда в разных музеях висят одинаковые картины. «Юноша с лютней» Караваджо может быть в Эрмитаже и в Метрополитен. Существует в нескольких вариантах и «Даная» Тициана.

Раздувать сенсацию – оказывать услугу тем, кто стремится в ней участвовать. Появилось много новых коллекций Фаберже. Они могут быть разной степени достоверности, но все заслуживают того, чтобы их посмотрели и обсудили. Они постепенно проходят обсуждение на выставках. Это единственный интеллигентный подход. Если вещи показаны в музее, они стоят того.

На музейном уровне все решается спокойно, притом что атрибуция вещей может меняться. Картины школы Рафаэля приходили в Эрмитаж, как Рафаэль. Это нормальная научная работа, которой должен заниматься музей. Важно разделять музейное мнение и стороннее, где действуют другие критерии, критерии денег. Рыночная борьба к музею отношения не имеет.

У нас запланированы «круглые столы» и обсуждения по выставке «Фаберже – ювелир императорского двора», но участвовать в них будут специалисты музейного сообщества.

#Фаберже #выставка #Эрмитаж #Пиотровский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (6844) от 18.01.2021 под заголовком «Торг в музее неуместен».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?