Фестиваль «Арт-проспект» «по-соседски» показал искусство Петербургу
В VI фестивале паблик-артa «Арт-проспект», прошедшем в Петербурге, приняли участие 30 художников и «нехудожников», как они себя называют, из шести стран. Это событие, по традиции, занимающее один из сентябрьских уик-эндов, ломает стереотипы о том, что такое зритель, произведение, итог фестиваля.
Рецепт в обмен на чашку чая. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
«Арт-проспект» - попытка создать локальное городское сообщество из людей, в силу случайных причин живущих рядом друг с другом. В одном дворе или на одной небольшой территории. Например, в муниципальном округе Посадский, который второй раз принимает фестиваль.
«Арт-проспект» не интервенция художников в пространство жителей, как это часто происходит. Смысл фестиваля - с помощью простых, доступных детям, что называется, категория «0+», событий предложить соседям познакомиться друг с другом. Именно поэтому в фестивале участвуют «нехудожники» - социологи, психологи, урбанисты, в этом году был даже специалист по светодиодам.
Названием и девизом VI фестиваля стали слова «Пища для ума». Международная кураторская команда предложила художникам подумать, как сделать еду поводом для общения людей.
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Лилия Воронкова, социолог и один из кураторов фестиваля, жители пока неохотно идут на контакт с художниками. Но по сравнению с 2014 годом прогресс заметен. Причем очень многое зависит от конкретного двора.
Во двор на углу улицы Куйбышева и Троицкой площади выходят «Дом политкаторжан», дом Ольги Форш, дом Григория Романова. Там сложились свои закрытые сообщества. Поэтому мобильная велокухня из проекта Ольги Мнишко «Городской обед», где можно поболтать и выпить чашку чая, первый раз заехала в этот двор еще в начале сентября и наведывалась туда регулярно. Правило одно: принесите простую еду - бутерброд, кекс и т. д., но обязательно сделанную своими руками, желательно по собственным рецептам. Началось все-таки с печенья из соседнего супермаркета. В последний день работы фестиваля уже был стол с домашним тортом.
В то же время во дворах на Мичуринской улице, 15 и 17, люди охотнее шли на контакт. Когда художники-граффитисты Стас Багс и МишаWert159 пришли туда и поинтересовались у жителей, что им нарисовать на брандмауэре, Воронкова зафиксировала множество идей. Поскольку победило «животное, но из фантастического мира», художники изобразили семейство динозавров. Публике понравилось.
Когда Энни Альбагли впервые приехала в Россию из Сан-Франциско, ее поразила наша народная медицина. В ее проекте «Целительные воспоминания» можно было обменять рассказ о своем рецепте на чашку травяного напитка - «кошачьи лапы», «душица» ... Вода наливалась из кипящего самовара, в подборе трав художницу консультировала Лидия Дьяконова, фитотерапевт.
Хотелось найти указанного в программе специалиста по светодиодам. Им оказался Иван Карпов, молодой симпатичный петербуржец, который создал установку «Выращивай сам». Пока корни салата обогащались кислородом, Иван рассказал про исследование, проведенное в Китае. Там выяснили, что если овощи незадолго до снятия облучать светодиодными лампами, то они на две-три недели дольше не теряют вида.
Конечно, фестиваль «Арт-проспект» не мог обойтись без «чистого искусства», как серьезного, так и ироничного. Луиза Калдвелл из Нью-Йорка создала настенный коллаж «Пирамида для пикника» из этикеток от пищи и напитков, собранных в том числе в Петербурге. Как известно, «пирамида питания» придумана для пропаганды правильного питания: то, что внизу, надо есть и пить чаще, а то, что наверху, - совсем редко. Художница закладывает в основание пирамиды этикетку от пива и фантик от шоколадки.
Тая Шарафутдинова установила на газоне рецепт котлет из подорожника как память о блокадных днях. Анне Ройнинен из Хельсинки попросила жителей «Дома политкаторжан», когда стемнеет, зажечь в своих окнах цветные электрические фонарики. Как призыв к мирному сосуществованию и добрососедству.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (6288) от 27.09.2018 под заголовком «Пикник для соседей».
Комментарии