Главная городская газета

Пигмалион

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
Пигмалион | Валерий Галендеев проводит репетицию с артистами малого драматического театра. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Валерий Галендеев проводит репетицию с артистами малого драматического театра. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

В Российском институте сценических искусств доктор искусствоведения Валерий Галендеев заведует кафедрой сценической речи факультета актерского искусства и режиссуры. Но дело не в должности, а в той роли, какую он играет в судьбе мальчиков и девочек, которые рвутся в артисты, не всегда понимая, сколько труда и терпения от них потребуется.

Если спросить тех, кто в разные годы, начиная с 1970-х, у него учился, они ответят с придыханием: «Учитель! Мастер! Я обязан ему всем!». Не только по праздникам (а сегодня В. Н. Галендеева поздравляют с 70-летием), но и в будни студенты боготворят своего профессора. С его природными данными (дебюты прошли на сцене Саратовского театра) он мог бы, наверное, и карьеру оперного певца сделать. Но предпочел педагогику. Реестр его учеников составит сотни имен, среди которых немало знаменитостей – от Сергея Бехтерева и Алексея Девотченко, Игоря Скляра и Петра Семака, Игоря Копылова и Михаила Морозова до Елизаветы Боярской и Данилы Козловского...

Однако этим не исчерпывается вклад Валерия Николаевича в отечественную культуру. Как помощник Льва Додина он уже более сорока лет ведет педагогическую работу и в Малом драматическом театре – Театре Европы, ассистирует при постановке опер в театрах мира. Он заместитель художественного руководителя, но опять же должностью его роль в МДТ не исчерпывается. Конечно, мастер учит дышать, говорить, быть слышным и понятным. Сегодня, когда в драме, как в шоу-бизнесе, широко пользуются прилипшими к щеке микрофончиками, актеров питерской школы можно отличить по отсутствию таковых. Ученики Галендеева говорят своим голосом, и даже их шепот слышен на галерке. А если мастер в зале, то артисты мгновенно распознают его по короткому одобрительному смешку или недовольному покашливанию. На его разминки и мастер-классы можно продавать билеты, столь они увлекательны и содержательны.

Чистота речи, богатые интонации, роскошные тембры, грамотная орфоэпика – это все важно. Но не только гласными и согласными, ударениями, произношением и голосоведением занимается педагог со своими подопечными. Он преодолевает незрелость дарований, невнятность чувств и косноязычие мысли. Учит просто говорить о сложном.

Напрашивается сравнение с Пигмалионом. И с мифологическим, сотворившим прекрасную статую и вдохнувшим в Галатею жизнь. И с героями одноименной пьесы Шоу. Он и Хигинс – профессор фонетики, лингвист, знаток диалектов, жаргонов, акцентов, способный пробудить «божественный дар членораздельной речи» и превратить квакающую, как лягушка, цветочницу в герцогиню. Он и Пикеринг – человек с абсолютным музыкальным слухом, эрудит и джентльмен, который ведет себя с цветочницей, как с герцогиней, а главное – учит собственным примером.

В любой точке планеты он находит с людьми общий язык (даже если не говорит по-китайски, воспроизвести может блестяще). Посещает места знакомые и неведомые, музеи, где, кажется, мог бы работать экскурсоводом. Для путешествия по лабиринтам мировой культуры (речь не только о пьесе, над которой работает театр, но и о поэзии, музыке, живописи) тоже не найти лучшего лоцмана. Один из программных спектаклей режиссера Галендеева называется не без вызова – «Дитя Европы». Поставленный по поэме Чеслава Милоша, он стал лирическим высказыванием постановщика. И строки «Цени прискорбное знанье, дитя Европы...» звучат, будто выстраданные им самим.

Его питомцы владеют родным языком, что в наше время уже подвиг. Они говорят голосами жителей Русского Севера, изъясняются сложнейшими пассажами героев Андрея Платонова, мыслят на языке Шекспира. Им подвластна «правда звука» Пушкина, Чехова, Достоевского, Шиллера, в чем может убедиться любой зритель МДТ (да и других театров, где служат «галендейцы»). В книге «Лев Додин. Метод. Школа. Творческая философия» Валерий Галендеев анализирует работу своего многолетнего соавтора, невольно рисуя и автопортрет. Его метод сродни додинскому, они оба непрерывно учатся, расширяя сознание тех, у кого хватает сил и воли меняться и совершенствоваться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook