Пигмалион

В Российском институте сценических искусств доктор искусствоведения Валерий Галендеев заведует кафедрой сценической речи факультета актерского искусства и режиссуры. Но дело не в должности, а в той роли, какую он играет в судьбе мальчиков и девочек, которые рвутся в артисты, не всегда понимая, сколько труда и терпения от них потребуется.

Пигмалион | Валерий Галендеев проводит репетицию с артистами малого драматического театра. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Валерий Галендеев проводит репетицию с артистами малого драматического театра. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Если спросить тех, кто в разные годы, начиная с 1970-х, у него учился, они ответят с придыханием: «Учитель! Мастер! Я обязан ему всем!». Не только по праздникам (а сегодня В. Н. Галендеева поздравляют с 70-летием), но и в будни студенты боготворят своего профессора. С его природными данными (дебюты прошли на сцене Саратовского театра) он мог бы, наверное, и карьеру оперного певца сделать. Но предпочел педагогику. Реестр его учеников составит сотни имен, среди которых немало знаменитостей – от Сергея Бехтерева и Алексея Девотченко, Игоря Скляра и Петра Семака, Игоря Копылова и Михаила Морозова до Елизаветы Боярской и Данилы Козловского...

Однако этим не исчерпывается вклад Валерия Николаевича в отечественную культуру. Как помощник Льва Додина он уже более сорока лет ведет педагогическую работу и в Малом драматическом театре – Театре Европы, ассистирует при постановке опер в театрах мира. Он заместитель художественного руководителя, но опять же должностью его роль в МДТ не исчерпывается. Конечно, мастер учит дышать, говорить, быть слышным и понятным. Сегодня, когда в драме, как в шоу-бизнесе, широко пользуются прилипшими к щеке микрофончиками, актеров питерской школы можно отличить по отсутствию таковых. Ученики Галендеева говорят своим голосом, и даже их шепот слышен на галерке. А если мастер в зале, то артисты мгновенно распознают его по короткому одобрительному смешку или недовольному покашливанию. На его разминки и мастер-классы можно продавать билеты, столь они увлекательны и содержательны.

Чистота речи, богатые интонации, роскошные тембры, грамотная орфоэпика – это все важно. Но не только гласными и согласными, ударениями, произношением и голосоведением занимается педагог со своими подопечными. Он преодолевает незрелость дарований, невнятность чувств и косноязычие мысли. Учит просто говорить о сложном.

Напрашивается сравнение с Пигмалионом. И с мифологическим, сотворившим прекрасную статую и вдохнувшим в Галатею жизнь. И с героями одноименной пьесы Шоу. Он и Хигинс – профессор фонетики, лингвист, знаток диалектов, жаргонов, акцентов, способный пробудить «божественный дар членораздельной речи» и превратить квакающую, как лягушка, цветочницу в герцогиню. Он и Пикеринг – человек с абсолютным музыкальным слухом, эрудит и джентльмен, который ведет себя с цветочницей, как с герцогиней, а главное – учит собственным примером.

В любой точке планеты он находит с людьми общий язык (даже если не говорит по-китайски, воспроизвести может блестяще). Посещает места знакомые и неведомые, музеи, где, кажется, мог бы работать экскурсоводом. Для путешествия по лабиринтам мировой культуры (речь не только о пьесе, над которой работает театр, но и о поэзии, музыке, живописи) тоже не найти лучшего лоцмана. Один из программных спектаклей режиссера Галендеева называется не без вызова – «Дитя Европы». Поставленный по поэме Чеслава Милоша, он стал лирическим высказыванием постановщика. И строки «Цени прискорбное знанье, дитя Европы...» звучат, будто выстраданные им самим.

Его питомцы владеют родным языком, что в наше время уже подвиг. Они говорят голосами жителей Русского Севера, изъясняются сложнейшими пассажами героев Андрея Платонова, мыслят на языке Шекспира. Им подвластна «правда звука» Пушкина, Чехова, Достоевского, Шиллера, в чем может убедиться любой зритель МДТ (да и других театров, где служат «галендейцы»). В книге «Лев Додин. Метод. Школа. Творческая философия» Валерий Галендеев анализирует работу своего многолетнего соавтора, невольно рисуя и автопортрет. Его метод сродни додинскому, они оба непрерывно учатся, расширяя сознание тех, у кого хватает сил и воли меняться и совершенствоваться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5699) от 12.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...