Пигмалион

В Российском институте сценических искусств доктор искусствоведения Валерий Галендеев заведует кафедрой сценической речи факультета актерского искусства и режиссуры. Но дело не в должности, а в той роли, какую он играет в судьбе мальчиков и девочек, которые рвутся в артисты, не всегда понимая, сколько труда и терпения от них потребуется.

Пигмалион | Валерий Галендеев проводит репетицию с артистами малого драматического театра. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Валерий Галендеев проводит репетицию с артистами малого драматического театра. ФОТО предоставлено пресс-службой МДТ

Если спросить тех, кто в разные годы, начиная с 1970-х, у него учился, они ответят с придыханием: «Учитель! Мастер! Я обязан ему всем!». Не только по праздникам (а сегодня В. Н. Галендеева поздравляют с 70-летием), но и в будни студенты боготворят своего профессора. С его природными данными (дебюты прошли на сцене Саратовского театра) он мог бы, наверное, и карьеру оперного певца сделать. Но предпочел педагогику. Реестр его учеников составит сотни имен, среди которых немало знаменитостей – от Сергея Бехтерева и Алексея Девотченко, Игоря Скляра и Петра Семака, Игоря Копылова и Михаила Морозова до Елизаветы Боярской и Данилы Козловского...

Однако этим не исчерпывается вклад Валерия Николаевича в отечественную культуру. Как помощник Льва Додина он уже более сорока лет ведет педагогическую работу и в Малом драматическом театре – Театре Европы, ассистирует при постановке опер в театрах мира. Он заместитель художественного руководителя, но опять же должностью его роль в МДТ не исчерпывается. Конечно, мастер учит дышать, говорить, быть слышным и понятным. Сегодня, когда в драме, как в шоу-бизнесе, широко пользуются прилипшими к щеке микрофончиками, актеров питерской школы можно отличить по отсутствию таковых. Ученики Галендеева говорят своим голосом, и даже их шепот слышен на галерке. А если мастер в зале, то артисты мгновенно распознают его по короткому одобрительному смешку или недовольному покашливанию. На его разминки и мастер-классы можно продавать билеты, столь они увлекательны и содержательны.

Чистота речи, богатые интонации, роскошные тембры, грамотная орфоэпика – это все важно. Но не только гласными и согласными, ударениями, произношением и голосоведением занимается педагог со своими подопечными. Он преодолевает незрелость дарований, невнятность чувств и косноязычие мысли. Учит просто говорить о сложном.

Напрашивается сравнение с Пигмалионом. И с мифологическим, сотворившим прекрасную статую и вдохнувшим в Галатею жизнь. И с героями одноименной пьесы Шоу. Он и Хигинс – профессор фонетики, лингвист, знаток диалектов, жаргонов, акцентов, способный пробудить «божественный дар членораздельной речи» и превратить квакающую, как лягушка, цветочницу в герцогиню. Он и Пикеринг – человек с абсолютным музыкальным слухом, эрудит и джентльмен, который ведет себя с цветочницей, как с герцогиней, а главное – учит собственным примером.

В любой точке планеты он находит с людьми общий язык (даже если не говорит по-китайски, воспроизвести может блестяще). Посещает места знакомые и неведомые, музеи, где, кажется, мог бы работать экскурсоводом. Для путешествия по лабиринтам мировой культуры (речь не только о пьесе, над которой работает театр, но и о поэзии, музыке, живописи) тоже не найти лучшего лоцмана. Один из программных спектаклей режиссера Галендеева называется не без вызова – «Дитя Европы». Поставленный по поэме Чеслава Милоша, он стал лирическим высказыванием постановщика. И строки «Цени прискорбное знанье, дитя Европы...» звучат, будто выстраданные им самим.

Его питомцы владеют родным языком, что в наше время уже подвиг. Они говорят голосами жителей Русского Севера, изъясняются сложнейшими пассажами героев Андрея Платонова, мыслят на языке Шекспира. Им подвластна «правда звука» Пушкина, Чехова, Достоевского, Шиллера, в чем может убедиться любой зритель МДТ (да и других театров, где служат «галендейцы»). В книге «Лев Додин. Метод. Школа. Творческая философия» Валерий Галендеев анализирует работу своего многолетнего соавтора, невольно рисуя и автопортрет. Его метод сродни додинскому, они оба непрерывно учатся, расширяя сознание тех, у кого хватает сил и воли меняться и совершенствоваться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5699) от 12.05.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.