Певица, которая умеет летать

Титульные партии в операх «Турандот» Пуччини и «Норма» Беллини исполнит 13 января на Новой сцене Мариинского театра и 17 января в Концертном зале театра драматическое сопрано Елена ПАНКРАТОВА. Международная карьера уроженки Екатеринбурга, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, развивается стремительно. С певицей, живущей сегодня в Германии и выступающей в лучших оперных театрах мира, беседовал музыковед Владимир ДУДИН.

Певица, которая умеет летать | ФОТО Виталия Запрягаева из архива Елены Панкратовой

ФОТО Виталия Запрягаева из архива Елены Панкратовой

– О вас начали много говорить и писать в Европе после выступления в опере Штрауса «Женщина без тени» под управлением Зубина Меты. Такое нечасто встречается в карьере не только российской, но и европейской певицы...

– О таких партиях, как Электра и Жена Барака в операх Штрауса, или о Турандот Пуччини, как правило, не мечтают на студенческой скамье. Мечтают о Розине Россини, о Татьяне Чайковского, может быть, об Аиде Верди. А подобные драматические партии исполняются лишь единицами певиц на планете, своего рода богинями, которым дано очень многое.

Я тоже не мечтала ни о чем таком, но однажды нежданно-негаданно меня «нашла» партия Жены Барака. Благодаря Зубину Мете, который доверил мне постановку «Женщины без тени», в 2010 году я дебютировала на фестивале «Флорентийский музыкальный май». Во время подготовки премьеры я поняла, что это именно та роль, которую я подсознательно ждала, к которой готовилась всю свою жизнь. Эта партия провела меня по всем большим сценам мира: я пела ее и в «Ковент-Гардене», и в «Ла Скале», и в Мюнхене, и в Театре Колон в Буэнос-Айресе, и в Королевской опере Копенгагена.

Я очень люблю эту роль, она со временем стала моей хорошей подругой. А недавно «семья друзей» пополнилась еще одним персонажем – Электрой из одноименной оперы Штрауса. Рихард Штраус открыл мне глаза на совершенно новый по своей драматической глубине мир женских характеров.


– Летом этого года вы дебютируете в Байройте в партии Кундри в «Парсифале» Вагнера. Вас можно считать первой русской певицей в истории фестиваля, приглашенной петь центральную драматическую партию в вагнеровскую мекку.

– Да, контракт в Байройте на партию Кундри я подписала до 2019 года. Премьеру новой постановки «Парсифаля» будут транслировать по телевидению, в Интернете и в кинотеатрах мира вечером 25 июля 2016 года.

Кроме того, Байройт пригласил меня и на партию Венеры в «Тангейзере» начиная с 2019 года. Елизавету в «Тангейзере» я уже пела раньше, но одна эта партия мне коротковата и малоинтересна. Мечтаю когда-нибудь спеть обе женские партии в «Тангейзере» – Венеру и Елизавету в одном спектакле. Мы говорили на эту тему и с Валерием Гергиевым, он тоже заинтересовался. К тому же в репертуаре Мариинского этой оперы пока нет.


– Совсем скоро вам предстоит исполнить здесь заглавную партию в «Норме» Беллини, одном из совершеннейших творений в истории оперы.

– Концертные исполнения я обожаю: в них главное – музыка, твой голос, твоя личность, нет никакого внешнего отвлекающего ряда.

У меня за плечами пять разных европейских постановок этой оперы. Был и прецедент в Базеле, где мне совершенно не понравилась режиссура. Я решила позвонить от безысходности Ренате Скотто, услышав в ответ: «У тебя, конечно, есть выбор – ты можешь отказаться. Но что ты выиграешь? Можешь легко испортить отношения с театром. Они тут же позовут другую, и ей достанется вся слава. А ты уже вложила в эту постановку столько работы, голоса, сил!» Это меня убедило, и я спела еще одну «Норму»...


– Но, судя по вашему участию в «Женщине без тени» Штрауса, которую в Баварской опере радикально осовременил Кшиштоф Варликовский, в целом вы лояльны к современной режиссуре?

– Кшиштоф – прекрасный, талантливый человек. К его постановке можно относиться по-разному, но ведь сколько людей, столько мнений и вкусов. Я считаю, что его «Женщина без тени» в Баварской опере получилась очень яркой постановкой, новым взглядом на эту историю.

Варликовский стал первым и пока единственным человеком, который позволил мне не просто петь и играть на сцене, а заставил меня работать как актрису на таком уровне, какого я никогда не достигала. Никто никогда и не хотел от меня ничего подобного. Я благодарна судьбе за возможность встреч с такими людьми, которые парой слов, рекомендаций, советов вдруг открывают в тебе какие-то створки, выводя на новый творческий уровень.

У многих в голове прочно сидит стереотип, что прежде всего надо красиво спеть. Это, бесспорно, очень важно, но этого мало! Оперный театр стремительно развивается, и певец должен соответствовать новым требованиям. Певица должна быть еще и актрисой. Это можно наблюдать у Ани Нетребко всегда и везде – она действительно полностью входит в роль, отдавая себя без остатка, живя на сцене реальной жизнью. За это я ее очень люблю! Так же органичен на сцене и Йонас Кауфманн.

Постановка Варликовского была первой, во время которой я поняла, что начала жить на сцене. В какой-то момент я вдруг сильно разозлилась на себя, вплоть до того, что решила все бросить и уехать домой. Но после сильной внутренней неудовлетворенности, после злости на саму себя я вышла на сцену – и сделала все совершенно по-новому. Кшиштоф подошел ко мне и сказал: «Вот теперь ты летаешь». Я словно сломала все свои внутренние стереотипы – перестала красиво ходить по сцене и почувствовала себя той самой глубоко несчастной и, по сути, очень одинокой женщиной, о которой написали Гофмансталь и Штраус.


– Где, на ваш взгляд, пролегает граница режиссерской дерзости?

– Есть режиссеры, которые хотят сделать себе имя благодаря невиданной доселе постановке, благодаря скандалу в прессе. Когда такое желание стоит в основе работы, это примитивно и даже аморально. Когда же интеллигентный режиссер, вдумчиво подходящий к оперному тексту, решает подать его со своей точки зрения, по-новому, прорабатывая до мелочей все взаимоотношения героев, сохраняет и доносит основные идеи произведения, не смещая акценты до неузнаваемости, тогда его подход убеждает.

Но есть и другой деликатный момент. Если бы я не принимала современную режиссуру, кто бы и где меня ангажировал? Махнули бы очень быстро рукой и списали в ретроградки с роскошным голосом! Конечно, если мне что-то категорически не нравится, идет вразрез с моими идеалами и представлениями о хорошем вкусе, я буду стараться избежать острых углов. Никогда не прыгну на два метра, не спросив: а ради чего? Может, хватит и на полтора?

Всегда в работе должен быть момент такта и договоренности. Все мы – скромные служители музыки. Композиторы – гении. Мы – интерпретаторы. Наша задача – по возможности понять, хорошо исполнить и донести смысл произведения до зрителя. Плохо, когда интерпретация искажает смысл. В таком случае я бы предлагала режиссеру написать свою собственную оперу, по своим законам.


– Вам, наверное, не так часто приходится выступать в таких традиционных постановках, как «Сила судьбы» в Мариинском театре?

– Да, и это было незабываемое выступление. «Сила судьбы» поставлена в Мариинском так, «как в книжке написано», поэтому я чувствовала себя в старинных рисованных декорациях и аутентичных костюмах, как во времена Верди! Верди написал ее, как известно, по заказу дирекции Императорских театров именно для Мариинской сцены. До того на Западе я всегда пела вторую, переработанную композитором миланскую редакцию.

Мне как специалисту, любящему копаться в своей работе, интересующемуся историей, очень важно было познакомиться и с первой – петербургской – редакцией 1862 года. В них разные финалы, но в обоих – несчастные: Леонору убивает ее брат Дон Карлос. Разница лишь в том, что в первой редакции после убийства Леоноры ее возлюбленный – Дон Альваро бросается со скалы, а в другом остается жить, оплакивая смерть Леоноры.

Я всегда с большим удовольствием работаю с Валерием Гергиевым – от него исходит очень сильная энергетика. У нас совпадают ауры, есть особая музыкантская связь, что очень ценно. У меня такие совпадения аур бывают еще с Зубином Метой и Кириллом Петренко.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5618) от 11.01.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.