«Певец в законе»

Сегодня беседа с эстрадным певцом Петербурга номер один солистом популярнейшей поп-группы «Форум» Сергеем Рогожиным.

«Певец в законе» |

— Сергей, не помню ни одного твоего концерта, который бы ты отработал под фонограмму. Давать исключительно «живые» концерты — это твой жизненный принцип, твое кредо?

— Да нет, пожалуй. Просто я считаю, что петь живым голосом — это естественно, а под фонограмму — наоборот. Это как парик, вставные челюсти, накладные ресницы...

— Может быть, под «фанеру» петь в чем-то даже сложней?

— Фонограмма всегда ограничивает артиста, вынуждает его «петь» все время с одной и той же, уже когда-то записанной в студии, эмоцией. Причем независимо от своего собственного состояния, от зрителя в зале. И что меня, может быть, пугает больше всего — не дает импровизировать. А для меня это самое главное. Иначе можно зациклиться, замкнуться в этих искусственных рамках. И никакого развития, никакого движения вперед тогда уже не будет.

— Твои концерты всегда представляют собой красочное шоу, в котором ты поешь и танцуешь. И голос у тебя не срывается, и дыхание почти ровнее. Как тебе это удается? Ты занимаешься спортом или это какие-то спецтренинги?

— Только мой настрой. Мне необходимо перед выступлением побыть одному, чтоб меня никто не дергал, не отвлекал. В эти минуты я прогоняю весь концерт, вхожу в роль и продумываю еще раз все то, что я буду делать на сцене. Потому для меня очень важно, чтобы за кулисами всегда был особый психологический климат.

— Этот климат ты сам устанавливаешь?

— Зачем?! Существует же элементарная актерская профессиональная этика. На эстраде, правда, об этом давно позабыли. Певец перед своим выходом может простоять в веселой компании, выпивая, закусывая, покуривая. А когда его вызовут, спокойно выйдет, пооткрывает рот и все. Но ведь это же не артист?!

— Сергей, а ты вот можешь выйти один на «голую» сцену и дать сольный концерт? Да так деть, чтобы зритель не ушел из зала. Или все-таки шоу скрывает какие-то твои слабости?

— Ну конечно, шоу — это возможность спрятаться. Было бы глупо это отрицать. Но я пришел к мысли, что некоторые артисты обладают уникальным чувством некоего магнетизма, которое заставляет тысячи людей завороженно им внимать. Я для себя определил это так. Вот круг, разделенный на градусные сектора. Кто-то владеет магнетизмом на 40, 60, 90 градусов. У кого-то 180. А у Пугачевой, например, все 360. Можно спорить о ее творчестве, о ее жизненной позиции. Но то, что она обладает этим даром, — истина бесспорная.

— А для себя ты определил этот сектор?

— Нет. Я просто чувствую, когда получается, а когда — нет. Когда зал идет за мной, следит за каждым моим жестом, а когда попросту позевывает. Хотя такого практически не бывает.

— В одном из романов Джеймса Болдуина есть замечательная фраза: «Никто не может ничего отдать, не отдав самого себя — то есть не рискуя собой»...

— Безусловно. Мы расплачиваемся собой, своим здоровьем, нервами. Но эта расплата не из тех, когда чего-то жалко. Эта расплата приносит счастье. И я надеюсь, что обоюдное.

— Сергей, недавно ты вдруг включил в свой репертуар «Очи черные» и «Калинку», аранжированные в модном теперь техностиле. Не говорит ли это о том, что у Рогожина совсем плохо с оригинальным репертуаром?

— Ой, честное слово, у меня так хорошо с репертуаром! У нас так много сейчас новых песен, что мы уже физически не успеваем «воплотить их в жизнь».

— Отчего же тогда «Калинка»?

— А ведь все развивается витками. И идея делать народные и старые советские песни в современной аранжировке уже витает в воздухе. Наташа Ветлицкая тут мне сообщила, что записала новую песню. «Какую?», — спрашиваю. — «Опустела без тебя земля», — говорит.

Я потому и подталкиваю своих: «Давайте быстрее. Ведь кто раньше и качественнее других это сделает — за тем и будет пальма первенства».

— А как ты относишься к ставшему избитым словосочетанию «искусство должно отражать жизнь»?..

— Ни в коем случае! Если искусство будет зеркалом жизни, то оно будет удваивать все те мерзости, которые сейчас существуют и процветают. Это же будет настоящий кошмар! А я эстет по натуре и считаю, что искусство должно быть выше, прекраснее, сказочнее обыденной жизни.

— Сергей, почти весь твой репертуар написан композитором Владимиром Сайко. Не ограничивает ли твои творческие возможности такое моносотрудничество!

— Я действительно пою много песен Володи. И это очень хорошие песни. Но вот, например, «Тихую пристань» и «Господин президент» написал для меня Валерий Севастьянов, «Ревность» — Лора Квинт, «Чайную ложечку сахара» — Ирина Грибулина, «Бессонница» — Олег Кваша. «Я не верю» и «Девушку в белом» я сочинил сам. Так что о творческом диктате Сайко говорить не приходится. К тому же Володя прекрасный аранжировщик, и он с удовольствием «готовит» для меня песни и других авторов.

И в заключение вернусь к несколько жаргонному, на первый взгляд, названию нашей беседы. Не так давно Сергей изъявил желание поработать в одной из фешенебельных столичных дискотек. На что хозяин заведения ответил, что просто не представляет у себя в дискотеке Рогожина. На вопрос «почему?» последовал ответ: «Но ты уж очень настоящий, «официальный» певец. Словом, «певец в законе. А у меня народ, знаешь ли, попроще работает».

Правда, хозяин дискотеки пригласил Сергея и был очень рад этому. И если вдруг у кого-то возникнет вопрос, ну вот пошли все-таки рестораны, дискотеки, то сразу скажу: певец в законе — он везде певец. И на эстраде, и в ресторане, и в дискотеке. А что касается других вопросов, вспомните песню Рогожина «У матросов нет вопросов».

На том и остановимся.

Наше досье:

Сергей Львович Рогожин родился в Молдавии в семье юриста и учительницы французского языка. Среднюю школу закончил в Запорожье, а высшее образование (режиссер) получил в Ленинградском институте культуры. После чего и осел в Петербурге и, по всей видимости, навсегда.

В 1985 — 1987 гг. был солистом рок-клубовской группы «Аукцион» (ныне — «АукцЫон»), пел и в «Охоте романтических Их»; дважды был назван лучшим вокалистом ленинградских рок-фестивалей. На одном из них, в 1986-м, был «взят на заметку» директором группы «Форум» Владимиром Кауфманом. Как преемник Виктора Салтыкова Рогожин, насколько позволяла индивидуальность, продолжил традиции «электронного Иванушки-Пьеро». Песня «Ревность» стала в биографии певца «судьбоносной», он утвердился в амплуа героя-любовника, певца несчастной и счастливой любви, признан основателем жанра «жестокий попс». Позднее прославился как блестящий исполнитель романсов, народных песен.

За 7 лет работы в «Форуме» исколесил почти весь СССР, гастролировал в Дании, Болгарии, Индии, США, бывал во многих странах Европы. В годы расцвета фестиваля «Шлягер» в 1992 году стал обладателем и «Гран-при», и Приза зрительских симпатий.

Плодотворно трудился в «Форум юнистудии», официально является солистом «Петербург-концерта» с месячным окладом 81 600 руб.

При этом, однако, с ужасом думает о надвигающемся юбилее родной группы. С ужасом, потому что для празднования 10-летия «Форума» нынешней осенью и съемок юбилейных телепрограмм денег в. наличии (впрочем, как и в «безналичии») не имеется. А потому по телефону 164-62-35 можно попытаться «уговорить» Сергея принять спонсорскую поддержку.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (759) от  30.04.1994 года.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.