Петрушки на Невском

Как уже знают читатели, до 30 июня в Петербурге проходит XIII международный фестиваль КУКАRT, собравший на берегах Невы кукольные театры из России и других стран, преимущественно Балканского полуострова, но приехали труппы также из гораздо более отдаленных мест.

Петрушки на Невском | ФОТО Сергея НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Количество фестивалей под открытым небом и бродячих артистов заставляет почувствовать Петербург европейским городом. Потому что душа города отражена в его культуре, истинный облик запечатлен в искусстве. Активные петербуржцы давно научились не замерзать, часами наблюдая выступления театральных коллективов и рок-групп, иной раз под проливным дождем. К счастью, эти выходные выдались, как бы это сказать, умеренно теплыми. И без дождей.

В рамках фестиваля КУКART, по традиции, состоялось действо «Петрушки на Невском». Кукольники разной национальности и вероисповедания разыгрывали представления на Малой Садовой улице. И это в дни, когда город наводнили футбольные фанаты. Казалось, если решаются вопросы большого спорта, кому может быть дело до маленьких куколок? Но человек любит всякие игры. В античные времена спортивные состязания и театральные действа были равнозначны друг другу. Мы все, в сущности, хрупкие куклы на ниточках судьбы и создаем собственный театр из ее причудливых узоров.

Все, что происходило на Малой Садовой в этот раз, не то что видеть прежде, но и вообразить было нельзя. Это какое-то заморское чудо - с пряным ароматом экзотики под серым петербургским небом. Я пришла на Невский во второй половине дня - под мелодичные звуки песни. С первых аккордов и стихотворных строк было понятно - она про тех, кого нынче называют «понаехавшими». Кукла-марионетка в котелке с котомочкой двигалась в такт музыке и собирала подаяние у рассевшихся на асфальте детей. На лице марионетки застыла вся скорбь еврейского народа. Кукольник Леонид Кондаков, управлявший этим существом, приехал из Израиля, и прообразом его кукол, очевидно, стали бродяжки, ищущие приют на Святой земле. Он делает героями своих спектаклей униженных и оскорбленных и куклам придает их грустные черты. У Леонида в котомочке был еще тигренок с электрогитарой, который очень порадовал детей. Кондаков уверил, что его куклы играют по системе Станиславского, и добавил: «Вы поверили, что они оживут, и они ожили!».

Бразильские кукольники Крис Мигель и Данило Томич заинтриговали русской сказкой «Чижик-пыжик». Сперва, конечно, спели ту самую песенку «Где ты был? На Фонтанке водку пил!» на правильном русском языке. По ходу действа зрители убедились, что обворожительная Крис - настоящий полиглот, владеет многими языками.

Дети хлопали, взрослые смеялись, а Крис тем временем открыла свой чемоданчик, в котором хранит рисунки с изображением природных ландшафтов и достопримечательностей всех частей света. И вот желтая птичка из клетки вырвалась и пустилась в путешествие на бумажном самолете. Куда бы Чижик ни прилетел, его встречали зверушки, облаченные в национальные костюмы, они пели народные песни под аккомпанемент живых инструментов, с которыми в четыре руки мастерски управлялись бразильские кукольники. А как они пели! И на китайском, и на арабском, на немецком и португальском...

И как были тщательно продуманы наряды персонажей - предусмотрена каждая деталь традиционной одежды: от деревянных башмачков баварского медвежонка до вышивки на шелковом кимоно японской цапли. На фоне солнечной Палестины гостя встретил верблюд, разложивший у него в ногах миниатюрные персидские ковры (немало времени надо потратить, чтобы создать эти крохотные шедевры ткачества).

Завершился вояж в Бразилии, где синяя колибри в пестром платьице вручила Чижику свое сердце. Но завсегдатай рюмочных Фонтанки улетел в свой промозглый Петербург, не обещав вернуться. Там его ждала девочка Катюша - у нее длинные косы и добрые глаза. «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...» - пела Крис Мигель с легким акцентом. «А вода по асфальту рекой...» - подхватил голос в толпе. Этот русско-бразильский спектакль - о том, как хорошо возвращаться домой.

Приезд Hand to Mouth Theatre из Великобритании, давно снискавшего мировую известность, казался чем-то невероятным. Это же чудо на расстоянии вытянутой руки, что-то бесподобное, доступное в тот день абсолютно бесплатно. Мартин Бридли и Сью Итон используют аутентичные старинные музыкальные инструменты: диковинную лютню, флейту, волынку, а одну из своих перчаточных куколок даже научили дуть в ирландский рог. В наш город английские кудесники привезли спектакль, посвященный временам года, очевидно, догадываясь, насколько здесь это актуальная тема. Маленькие рукотворные куклы выполнены с филигранным мастерством: порхала бабочка, пищала свинья, распускался на глазах у публики желтый цветок будущего кабачка... Чудик горбатый и нелепый появлялся то с лейкой, то с лопатой, помогая природе творить волшебство.

Все это разыгрывалось в небольшом переносном шатре, позволяющем кукловоду быть невидимкой. Откуда ни возьмись выползала гусеница, и чудик ее - хлоп! Чтобы не портила урожай. С приходом зимы пожаловала Смерть - как и положено, скелет с косой и длинными пальцами. Правда, она не к хозяину явилась, она за свиньей пришла... Раздался визг, сделалось страшно. После таких сказок невольно станешь вегетарианцем. Впрочем, нам показали спектакль всего лишь о том, что все в этом мире имеет свой конец и свое начало. А наше дело - возделывать свой сад с должным усердием.

#КУКАRT #театр #Россия

Комментарии