Петр Великий с мобильником
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Лучшее», представляющая творчество московских скульпторов Михаила Дронова и Виктора Корнеева.
Михаил Дронов. «Лебединое озеро».
ФОТО АВТОРА
Ирония, самоирония, юмор, стремление избежать пафоса в работе над серьезными темами о месте современного человека в быстро меняющемся мире – так определяют родовые свойства скульпторов кураторы выставки Марина Стекольникова и Елена Василевская.
На входе зрителя встречает «Впередсмотрящий» Корнеева – деревянный мужчина, который подсматривает в замочную скважину. Рядом – дроновский Петр Первый из крашеной бронзы. Он везет за собой современный чемодан на колесиках и одновременно говорит по мобильному телефону. Это модель двухметровой скульптуры, которая недавно установлена в зале внутренних рейсов аэропорта «Пулково».
Оба автора получили классическое образование – Дронов в Суриковском, Корнеев – в Строгановском училище. Они хорошо чувствуют любой материал – бронзу, дерево, камень, находят свой язык в диалоге со всеми направлениями искусства ХХ века от неоклассики до соцарта, от модернизма до концептуалистов.
Очень разные, два скульптора дополняют друг друга. Дронов, для которого главный материал – бронза, строже, печальнее. Персонаж в ушанке и валенках, играющий на саксофоне, – это «Зимние похороны». «Ломоносов» не портрет русского ученого, Дронов не делает портретов реальных людей, а изображение дворника, с важным видом несущего большой лом. Подобными инструментами борются с гололедом на тротуарах. При взгляде на скульптуру «Мастер» – печального мужчину в накинутом на плечи пальто – вспоминается знаменитый роман Михаила Булгакова. Но скульптор говорит, что это сантехник или просто человек «из низов».
Пожалуй, лучшая работа Дронова на выставке композиция «Болото» – пятеро мужчин, напоминающих персонажей старых мастеров, стоят на «кромке земли» и пытаются большими баграми нащупать свой Путь. Так было во времена Гольбейна и Брейгеля, так происходит и сегодня.
Корнеев – теплее, лиричнее, не случайно он часто использует дерево, будь то трепетная «Флора» в полный рост или изящная детская головка «Принцессы». Достигнув 50-летнего возраста, Корнеев изобразил себя в «Автопортрете» в виде мальчика 2 – 3 лет. Простым выразительным приемом художник призывает нас оставаться детьми, сохранять чистый, непредвзятый взгляд на мир.
Но лучшая работа на выставке – «Художник и модель» отлита из бронзы. Мы привыкли, что в этом сюжете изображается нагая красавица и пожилой или молодой, но обязательно бородатый художник, сидящий в размышлениях, чаще всего перед пустым холстом. Корнеев уходит от банальностей, у него изящная кисть руки нежно касается не менее изящной дамской стопы.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5591) от 24.11.2015.
Комментарии