Петр III и его потешная крепость

Сегодня в Ораниенбауме откроется дворец Петра III. Последние два года там шли реставрационные работы, о чем наша газета рассказывала читателям.

Петр III и его потешная крепость | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Это небольшое двухэтажное каменное здание на территории потешной крепости «Петерштадт» Антонио Ринальди строил для наследника русского престола, будущего императора Петра III. Дворец - один из немногих памятников стиля рококо, сохранившихся на территории нашей страны. До нас он дошел в первозданном виде и хранит следы разных эпох.

При жизни Петра внутреннюю отделку дворца полностью выполнить не успели. Шпалерная развеска Картинного зала была завершена, когда император был уже низвержен. В 1880-х годах новые владельцы герцоги Мекленбург-Стрелецкие перестроили дворец под охотничий домик и украсили его живописными панно, заказанными немецкому художнику Гансу Шмидту. Он написал их в Веймаре в 1880-е годы.

В советское время считалось важным при реставрации сохранить облик интерьеров на XVIII столетие, отделка XIX века высоко не ценилась. Современные реставраторы делают открытия и возвращают к жизни то, что было почти утрачено или забыто.

В процессе работ во дворце Петра III было много интересных находок, отсылающих к истории памятника. Так, в кабинете на втором этаже здания во время демонтажа декоративного штофа на откосе одного из окон реставраторы наткнулись на фрагмент живописи, выполненный Гансом Шмидтом.

Возвращение «родной» живописи в интерьеры дворца - важная черта данного реставрационного проекта. В Кабинет и Спальню дворца вернулись подлинные элементы отделки XIX века, более 60 лет хранившиеся в запасниках музея. Они не были известны не только широкому зрителю, но и большинству специалистов.

Главную находку реставраторы обнаружили в Картинном зале. После демонтажа светильника и расчисток в медальоне потолка открылся живописный плафон, заклеенный, очевидно, во время послевоенной реставрации. Научные сотрудники музея приписывают его авторство тому же веймарскому художнику Гансу Шмидту.

Востановлены наборные паркеты и резные живописные панели в стилистике шинуазри («китайщина»). В шпалерной развеске Картинного зала - образец живописной коллекции Петра III - место заняли отреставрированные произведения западноевропейских мастеров. Из коллекции первого владельца только три картины, остальные подбирали по аналогии.

В культурное пространство нашего города вернулся один из шедевров европейской парковой архитектуры. Он дает возможность прикоснуться к непростой реставрационной истории Ораниенбаума, а также лучше понять загадочную личность Петра III.

Материал был опубликован в газете под № 091 (6200) от 24.05.2018 под заголовком «Петр III любил живопись».

#Ораниенбаум #Дворец #Петр III

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6200) от 24.05.2018.


Комментарии