2Vtzqv4Hz9U

Петербуржцы смогут увидеть архитектурный декор и техническое оборудование Эрмитажа

Эрмитаж представил в своем центре «Старая Деревня» открытое хранение архитектурного декора и технического оборудования. Никогда прежде посетители музея не видели вблизи первоначальные скульптуры, украшавшие фасады здания Нового Эрмитажа, и двери с живописными медальонами, снятые из залов Старого Эрмитажа почти 100 лет назад. А еще теперь можно попробовать разгадать тайну мраморной головы Александра III.

Петербуржцы смогут увидеть архитектурный декор и техническое оборудование Эрмитажа | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Создание архитектурной коллекции Эрмитажа началось около 40 лет назад по инициативе Валерия Лукина, многолетнего главного архитектора музея. Здания, входящие сейчас в состав музейного комплекса на Дворцовой набережной, неоднократно перестраивались. До 1917 года — под нужды императоров, после революции — для музея.

Михаил Пиотровский говорил на вернисаже о том, что архитектурная история Эрмитажа увлекательна и поучительна. «Она напоминает, что Эрмитаж — энциклопедия архитектурных стилей. Все периоды жизни его зданий оставили свои следы. Часть из них теперь любовно собрана в специальной экспозиции. Для нашего музея архитектура — часть его образа. Открытое хранение — это наше изобретение, создающее новый музейный язык», — подчеркнул директор Эрмитажа.

Валентин Павлов и Сергей Маценков, сотрудники Архитектурной службы Эрмитажа, показали самое интересное. Главные герои — цинковые статуи, изображающие художников и скульпторов всех времен и народов. Они находились на фасадах Нового Эрмитажа. В середине XIX века, когда скульптуры создавали, податливый цинк был в большой моде. Но в петербургском климате скульптуры стали разрушаться. Несколько лет назад все 28 произведений заменили на бронзовые копии, а оригиналы перевезли в «Старую Деревню». Шесть скульптур были установлены в главном вестибюле комплекса, остальные можно увидеть только теперь.

Двуглавый орел из терракоты до революции жил на крыше Нового Эрмитажа. Он был собран из осколков Майей Лебель, реставратором музея, и послужил моделью для воссоздания орлов, ныне стерегущих здание.

Большая железная корона с необычными стеклянными вставками служила навершием одного из двух столбов, на которые крепились ворота сада Зимнего дворца. Они хорошо видны на старых фотографиях. Фрагменты ограды сада сейчас украшают сад 9‑го Января.

В новой экспозиции сорок дверей из залов Старого Эрмитажа. Они были сняты в 1930‑х годах во время переделки жилых помещений для музея.

Среди них — дверь из комнат Николая, старшего сына Александра II, созданная в 1850‑е годы и украшенная овальными вставками с пасторалями в духе картин Франсуа Буше.

Две фигурки ангелов из папье-маше находились в Малой церкви Зимнего дворца. В начале 1930‑х годов религиозный декор был разобран. Ангелы чудом сохранились, но состояние не позволило им вернуться на историческое место при реставрации церкви. Их заменили точными копиями. К раритетам относится и украшение с вензелем Екатерины II. Это часть оформления трона или тронного места императрицы.

Мраморную голову Александра III нашли во время археологических исследований сада Большого двора Зимнего дворца. Она напоминает известный скульптурный портрет работы Марка Антокольского, который хранится в Русском музее. Но атрибуция еще впереди. В ходе тех же работ была найдена мраморная доска, на которой указана дата закладки этого сада — 4 августа 1885 года. Еще одно послание времен Александра III.

В числе других раритетов фрагменты железной стропильной системы 1836 – 1838 годов с клеймами демидовского завода в Нижнем Тагиле и эллиптическая балка, прообраз «двутавра» — изобретение Матвея Кларка, управляющего Александровским чугунолитейным заводом. К таким балкам крепился потолок третьего этажа Зимнего дворца. Под них укладывался натуральный войлок. Орнамент «выдает» его прежнее использование как утеплителя юрты.

На десерт музейщики демонстрируют два предмета, которые разделяют полтора века. Наборный пол, созданный по рисунку Карла Росси, украшал кабинет Егора Канкрина, министра финансов Российской империи. Люстра из Нового Эрмитажа сделана в 1948 году по эскизу Александра Сивкова, тогдашнего главного архитектора музея.

#Эрмитаж #музей #скульптуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7220) от 28.07.2022 под заголовком «Тайна царской головы».


Комментарии