Петербуржец в первом поколении

Андрею Носкову 45 лет. Он проявил себя разносторонне: играет в театре и кино, ставит и продюсирует спектакли, преподает в учебном центре «Ленфильма», организует выступления артистов в детских домах и больницах. Недаром коллеги называют его «ртутью». С Андреем НОСКОВЫМ беседовала журналистка Елена ПЕТРОВА.

Петербуржец в первом поколении | ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

- Люди иногда думают, что у вас, актеров, каждый день фейерверк. А вы что скажете?

- По большому счету наша профессия невеселая. В основном это будни: репетиции, съемки. У меня, к счастью, насыщенная актерская жизнь. Год заканчивается, подвожу итоги, надеюсь, что еще успеем выпустить в Москве премьеру. Рабочее название спектакля «Одиночество на крыше», это лирическая комедия. Пьеса современного автора Александра Макарова рассказывает о заблуждениях, о том, как мы влюбляемся в стереотипы, а они обманывают. Речь о поколении 30 - 40-летних, которое что-то в жизни уже имеет, но чего-то еще не нашло. Мне кажется, это актуально для многих.

- И для вас?

- Думаю, да. Я жадный до работы, всегда чего-то не хватает: иногда конкретной роли, иногда масштаба проекта.

- Поэтому стали заниматься режиссурой?

- Мне не хватает режиссеров, которые говорили бы со мной на одном языке или хотя бы интересовались важным для меня материалом. Поэтому иногда приходится заниматься режиссурой самому.

- Одна из последних ваших режиссерских работ - спектакль «Фарс. Мажор» в Театре эстрады им. А. Райкина. В последнее время вы играете именно на этой сцене. Почему?

- Считаю этот театр своим домом, с его художественным руководителем Юрием Гальцевым сложилось творческое взаимопонимание. «Фарс. Мажор» - острая сатира, чего давно не было на сцене. Сатира одно время ушла на телевидение, там растворилась, и сейчас ее нет. Так что Театр эстрады пошел на эксперимент. Своим спектаклем мы ставим перед зрителем зеркало, и он даже пугается, не хочет себя таким видеть.

- Вы ведь и в кино пробуете силы как режиссер?

- Сейчас Творческий центр Андрея Носкова при поддержке комитета по культуре снимает короткометражный фильм, в котором я - идеолог, художественный руководитель и режиссер. Фильм посвящен экологии. Петербург ведь не такой уж чистый и опрятный, и люди по отношению к нему совсем не «экологично» себя ведут. Начав снимать, мы стали обращать внимание на вещи, мимо которых раньше прошли бы. Вот каждый сезон чистят реки и каналы - вылавливают тонны покрышек от машин, бутылок, железяк...

- Вы ведь родились в Новой Каховке, на юге. Сроднились с суровым Петербургом?

- Не уезжаю, значит, люблю, нежно и ответственно к нему отношусь. Считаю себя петербуржцем в первом поколении. Хотя, как говорит в одном из фильмов мой герой: «Этот город не любит людей». Ну это уже общепринятая фраза...

- Значит, вы человек ответственный. По отношению к зрителям тоже?

- Считаю, у любого художника должна быть ответственность перед обществом. В этом смысле я в меньшинстве, потому что сейчас многие деятели театра откровенно заявляют, что им наплевать на зрителей, они занимаются «искусством». Но ведь они творят на деньги налогоплательщиков! Моя позиция кардинально противоположная, я думаю о зрителе: что ему дать, как увлечь, как порадовать или заставить задуматься.

...То, что происходит с театром в Петербурге, для меня печально. Все везде стало одинаковым. У нас либо театр формальный, условный, неэмоциональный, в котором артист неважен, либо - развлекательный совсем уж бессмысленного характера. В Москве гораздо большее разнообразие, когда смотрю афишу столицы, глаза разбегаются: хочется и туда, и сюда. Возможно, дело в том, что руководителями многих театров стали молодые активные люди. У нас же невозможно никого поменять, начнется шум...

- Зато в театры приходят все новые поколения артистов. Чем они отличаются от вашего?

- Мы жили при фактически нулевой информации. Чтобы посмотреть какой-нибудь зарубежный спектакль, мюзикл, кино, надо было приложить неимоверные усилия, узнать, у кого есть кассета. Книг тоже практически не было. Зато была жажда информации, мы информацию впитывали. Сейчас иногда задаешь вопрос о легендарных произведениях - молодежь не знает. И когда спрашиваю выпускников, какую роль хотели бы сыграть, повисает пауза. Мало индивидуальностей. И желаний.

- А желание заработать?

- Мы формировались в то время, когда не было мощного разделения на богатых и бедных. В основном все были бедными. Цель заработать не стояла, цель была - играть.

- Выступления в детских домах - инициатива вашего творческого центра?

- Я случайно оказался в детском доме и вдруг понял, что, притом что с детьми занимаются, что у них есть компьютеры, игрушки, хорошее питание, в театр их не водят. Есть подростки по 15 - 16 лет, которые там ни разу не были! Целый пласт культуры утерян. Мы привозим микроспектакли, а также музыкантов, вокалистов, проводим творческие встречи, мастер-классы, рассказываем о театре и кино... Нас поддерживает комитет по культуре, какую-то часть средств находим сами. Можно делать и больше, особенно в области, но денег не хватает. Ведь нужно привезти аппаратуру, музыкальные инструменты, костюмы.

- Вы немало времени тратите на такие проекты.

- Времени не хватает. Выяснилось, что и в детских домах сегодня хотят видеть «медийные лица». Такие артисты кажутся детям знакомыми, они более открыто реагируют, задают вопросы, больше радуются встрече.

- После окончания Театрального института вы работали в ТЮЗе. Вам не в новинку детская аудитория.

- Очень ее люблю. Сейчас в городе катастрофически не хватает для этой аудитории спектаклей. В том же ТЮЗе процентов 70 репертуара для 14 - 16-летних, это уже молодежный театр. Моей дочке Глафире восемь лет, с трудом можно найти, куда с ней пойти. А ведь материала для детского театра полно.

- Ваши дети еще не выходят на сцену?

- Тимофею 15 лет, сценой не интересуется, Глафира занимается в студии, даже выступала пару раз. Пока ее способности общие: есть энергия и обезьянничество, лицедейство. Что немаловажно.

- Вы обмолвились, что к Новому году подводите итоги. Что же в копилке?

- Сейчас по одному из каналов идет 50-серийный фильм «Морозова» с моим участием. Надеюсь, к Новому году выйдет картина «Встретить праздник не по-детски». Это «черная» комедия, даже триллер. Мы с главной героиней - ее играет Анна Попова - на экране фактически вдвоем.

- В семье вы стараетесь как-то особенно встречать Новый год?

- Нет, это ведь праздник домашний, спокойный. Можно выйти погулять, покататься с горки на санках, если будет снег. Возможно, объединимся с семьей брата. Илья не только известный актер, но и многодетный отец, в мае у него родился третий ребенок - сын Александр.

- Знаю, что и вы, и брат занимаетесь коллекционированием. Илья собирает старинные чемоданы, вы - кирпичи. Прибавляется собрание?

- Буквально на днях мы ездили на съемки по окраинам, и я нашел очередной кирпич конца XIX века с инициалами хозяина производства. Город реконструируется все активнее, и буквально из-под земли вылезают артефакты. В моей коллекции штук триста кирпичей. При этом я непрофессиональный собиратель, есть люди, у которых доходит до тысячи. Старинные кирпичи уже в Интернете стали продавать, это стало востребованным. Ну а я уже использовал находки в интерьере квартиры, теперь собираюсь устроить красивый погреб на даче. Дизайн - это ведь тоже творчество.

#Андрей Носков #разностороний #интервью

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.