Петербуржец в первом поколении

Андрею Носкову 45 лет. Он проявил себя разносторонне: играет в театре и кино, ставит и продюсирует спектакли, преподает в учебном центре «Ленфильма», организует выступления артистов в детских домах и больницах. Недаром коллеги называют его «ртутью». С Андреем НОСКОВЫМ беседовала журналистка Елена ПЕТРОВА.

Петербуржец в первом поколении | ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

- Люди иногда думают, что у вас, актеров, каждый день фейерверк. А вы что скажете?

- По большому счету наша профессия невеселая. В основном это будни: репетиции, съемки. У меня, к счастью, насыщенная актерская жизнь. Год заканчивается, подвожу итоги, надеюсь, что еще успеем выпустить в Москве премьеру. Рабочее название спектакля «Одиночество на крыше», это лирическая комедия. Пьеса современного автора Александра Макарова рассказывает о заблуждениях, о том, как мы влюбляемся в стереотипы, а они обманывают. Речь о поколении 30 - 40-летних, которое что-то в жизни уже имеет, но чего-то еще не нашло. Мне кажется, это актуально для многих.

- И для вас?

- Думаю, да. Я жадный до работы, всегда чего-то не хватает: иногда конкретной роли, иногда масштаба проекта.

- Поэтому стали заниматься режиссурой?

- Мне не хватает режиссеров, которые говорили бы со мной на одном языке или хотя бы интересовались важным для меня материалом. Поэтому иногда приходится заниматься режиссурой самому.

- Одна из последних ваших режиссерских работ - спектакль «Фарс. Мажор» в Театре эстрады им. А. Райкина. В последнее время вы играете именно на этой сцене. Почему?

- Считаю этот театр своим домом, с его художественным руководителем Юрием Гальцевым сложилось творческое взаимопонимание. «Фарс. Мажор» - острая сатира, чего давно не было на сцене. Сатира одно время ушла на телевидение, там растворилась, и сейчас ее нет. Так что Театр эстрады пошел на эксперимент. Своим спектаклем мы ставим перед зрителем зеркало, и он даже пугается, не хочет себя таким видеть.

- Вы ведь и в кино пробуете силы как режиссер?

- Сейчас Творческий центр Андрея Носкова при поддержке комитета по культуре снимает короткометражный фильм, в котором я - идеолог, художественный руководитель и режиссер. Фильм посвящен экологии. Петербург ведь не такой уж чистый и опрятный, и люди по отношению к нему совсем не «экологично» себя ведут. Начав снимать, мы стали обращать внимание на вещи, мимо которых раньше прошли бы. Вот каждый сезон чистят реки и каналы - вылавливают тонны покрышек от машин, бутылок, железяк...

- Вы ведь родились в Новой Каховке, на юге. Сроднились с суровым Петербургом?

- Не уезжаю, значит, люблю, нежно и ответственно к нему отношусь. Считаю себя петербуржцем в первом поколении. Хотя, как говорит в одном из фильмов мой герой: «Этот город не любит людей». Ну это уже общепринятая фраза...

- Значит, вы человек ответственный. По отношению к зрителям тоже?

- Считаю, у любого художника должна быть ответственность перед обществом. В этом смысле я в меньшинстве, потому что сейчас многие деятели театра откровенно заявляют, что им наплевать на зрителей, они занимаются «искусством». Но ведь они творят на деньги налогоплательщиков! Моя позиция кардинально противоположная, я думаю о зрителе: что ему дать, как увлечь, как порадовать или заставить задуматься.

...То, что происходит с театром в Петербурге, для меня печально. Все везде стало одинаковым. У нас либо театр формальный, условный, неэмоциональный, в котором артист неважен, либо - развлекательный совсем уж бессмысленного характера. В Москве гораздо большее разнообразие, когда смотрю афишу столицы, глаза разбегаются: хочется и туда, и сюда. Возможно, дело в том, что руководителями многих театров стали молодые активные люди. У нас же невозможно никого поменять, начнется шум...

- Зато в театры приходят все новые поколения артистов. Чем они отличаются от вашего?

- Мы жили при фактически нулевой информации. Чтобы посмотреть какой-нибудь зарубежный спектакль, мюзикл, кино, надо было приложить неимоверные усилия, узнать, у кого есть кассета. Книг тоже практически не было. Зато была жажда информации, мы информацию впитывали. Сейчас иногда задаешь вопрос о легендарных произведениях - молодежь не знает. И когда спрашиваю выпускников, какую роль хотели бы сыграть, повисает пауза. Мало индивидуальностей. И желаний.

- А желание заработать?

- Мы формировались в то время, когда не было мощного разделения на богатых и бедных. В основном все были бедными. Цель заработать не стояла, цель была - играть.

- Выступления в детских домах - инициатива вашего творческого центра?

- Я случайно оказался в детском доме и вдруг понял, что, притом что с детьми занимаются, что у них есть компьютеры, игрушки, хорошее питание, в театр их не водят. Есть подростки по 15 - 16 лет, которые там ни разу не были! Целый пласт культуры утерян. Мы привозим микроспектакли, а также музыкантов, вокалистов, проводим творческие встречи, мастер-классы, рассказываем о театре и кино... Нас поддерживает комитет по культуре, какую-то часть средств находим сами. Можно делать и больше, особенно в области, но денег не хватает. Ведь нужно привезти аппаратуру, музыкальные инструменты, костюмы.

- Вы немало времени тратите на такие проекты.

- Времени не хватает. Выяснилось, что и в детских домах сегодня хотят видеть «медийные лица». Такие артисты кажутся детям знакомыми, они более открыто реагируют, задают вопросы, больше радуются встрече.

- После окончания Театрального института вы работали в ТЮЗе. Вам не в новинку детская аудитория.

- Очень ее люблю. Сейчас в городе катастрофически не хватает для этой аудитории спектаклей. В том же ТЮЗе процентов 70 репертуара для 14 - 16-летних, это уже молодежный театр. Моей дочке Глафире восемь лет, с трудом можно найти, куда с ней пойти. А ведь материала для детского театра полно.

- Ваши дети еще не выходят на сцену?

- Тимофею 15 лет, сценой не интересуется, Глафира занимается в студии, даже выступала пару раз. Пока ее способности общие: есть энергия и обезьянничество, лицедейство. Что немаловажно.

- Вы обмолвились, что к Новому году подводите итоги. Что же в копилке?

- Сейчас по одному из каналов идет 50-серийный фильм «Морозова» с моим участием. Надеюсь, к Новому году выйдет картина «Встретить праздник не по-детски». Это «черная» комедия, даже триллер. Мы с главной героиней - ее играет Анна Попова - на экране фактически вдвоем.

- В семье вы стараетесь как-то особенно встречать Новый год?

- Нет, это ведь праздник домашний, спокойный. Можно выйти погулять, покататься с горки на санках, если будет снег. Возможно, объединимся с семьей брата. Илья не только известный актер, но и многодетный отец, в мае у него родился третий ребенок - сын Александр.

- Знаю, что и вы, и брат занимаетесь коллекционированием. Илья собирает старинные чемоданы, вы - кирпичи. Прибавляется собрание?

- Буквально на днях мы ездили на съемки по окраинам, и я нашел очередной кирпич конца XIX века с инициалами хозяина производства. Город реконструируется все активнее, и буквально из-под земли вылезают артефакты. В моей коллекции штук триста кирпичей. При этом я непрофессиональный собиратель, есть люди, у которых доходит до тысячи. Старинные кирпичи уже в Интернете стали продавать, это стало востребованным. Ну а я уже использовал находки в интерьере квартиры, теперь собираюсь устроить красивый погреб на даче. Дизайн - это ведь тоже творчество.

#Андрей Носков #разностороний #интервью

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?