Петербургский Монмартр у Шаляпина

В Доме-музее Шаляпина – филиале Музея театрального и музыкального искусства – снова выставка «Петербургский Монмартр». Посетителям предлагают представить себе Каменноостровский проспект и его окрестности более чем столетней давности, когда проспект часто называли «Елисейскими полями Петербурга», подумывали – а не переименовать ли его во Французский... Теперь сравнение с Les Сhamps Elysees и в голову никому не придет – нынешний Каменноостровский в меру суров и совершенно не легкомыслен...

Петербургский Монмартр у Шаляпина |

А на заре прошлого века на Каменноостровском и вокруг селились творческие люди, было полно ресторанов, магазинчиков, кафе, всяких увеселительных заведений. Чем не Монмартр по-петербургски! В кинотеатре «Великан» выступал артист академической оперы Владимир Касторский. На эстраде Зоологического сада блистал с русскими песенками, аккомпанируя себе на балалайке, Николай Монахов, в будущем один из организаторов и учредителей БДТ. В помещении бывшего театра «Ассамблея» на Гулярной улице (ныне улица Лизы Чайкиной) открылся кинотеатр «Леший», в котором демонстрировались «боевики текущего сезона».

Во время подготовки к выставке сотрудники Театрального музея обнаружили в фондах тексты и ноты душещипательных, а иногда просто душераздирающих песен и песенок, которые исполнялись в петербургских кафе и ресторанах – и не только в начале века, но и уже во времена послереволюционные, нэпманские, да и в тридцатые годы. Например, «Шелковый шнурок» впоследствии сгинувшего в ГУЛАГе популярного композитора Бориса Прозоровского и Константина Подревского, которую исполняла в «Кривом зеркале» у Кугеля Ксения Куракина. Песню из репертуара молодой выпускницы харьковского музучилища Клавдии Шульженко «Шахта # 3» – про драматичную историю донецких шахтеров, где рифмуются «любовь» и «кровь», и другие. На открытии «Петербургского Монмартра» их исполняла Анна Ананьина – лауреат конкурса памяти Шульженко.

Федор Шаляпин прожил на Петроградской стороне в этом доме (ул. Графтио, 2б) с 1915-го по 1922 год. Дирекция модного сада «Аркадия» составила однажды на весь летний сезон контракт с артистом. Именно здесь Шаляпин впервые исполнил партию Миракля в «Сказках Гофмана» Жака Оффенбаха.

На выставке можно внимательно прочесть афиши кинематографов и театров. В витринах увидеть пожелтевшие театральные билеты и программки столетней давности. А вот прелестные изумрудные атласные туфельки, веер, эксцентричный костюм-лиф и набедренная повязка, усеянная фальшивыми каменьями, – вещи, принадлежавшие актрисе Елизавете Тиме. На «Петербургском Монмартре» можно присесть на садовую скамейку под воссозданной аркой кинематографа «Аквариум» и смотреть немые фильмы или хронику тех времен, например, про полеты на аэростатах. В одной из витрин – пригласительный билет на самый настоящий запуск аэростата, содержащий памятку о правилах поведения во время такого неординарного события.

В выставочном зале – большая карта Петроградской стороны, чтобы зритель спустя век лучше представлял себе, что окружало «Петербургский Монмартр». Недалеко от Каменноостровского проспекта располагались фабрика Мельцера, завод Лангензиппена, Женский медицинский институт, Институт экспериментальной медицины, Электротехнический институт императора Александра III, главное представительство автомобильного концерна «Даймлер»...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (5481) от 18.06.2015.


Комментарии