Петербургский Монмартр у Шаляпина

В Доме-музее Шаляпина – филиале Музея театрального и музыкального искусства – снова выставка «Петербургский Монмартр». Посетителям предлагают представить себе Каменноостровский проспект и его окрестности более чем столетней давности, когда проспект часто называли «Елисейскими полями Петербурга», подумывали – а не переименовать ли его во Французский... Теперь сравнение с Les Сhamps Elysees и в голову никому не придет – нынешний Каменноостровский в меру суров и совершенно не легкомыслен...

Петербургский Монмартр у Шаляпина |

А на заре прошлого века на Каменноостровском и вокруг селились творческие люди, было полно ресторанов, магазинчиков, кафе, всяких увеселительных заведений. Чем не Монмартр по-петербургски! В кинотеатре «Великан» выступал артист академической оперы Владимир Касторский. На эстраде Зоологического сада блистал с русскими песенками, аккомпанируя себе на балалайке, Николай Монахов, в будущем один из организаторов и учредителей БДТ. В помещении бывшего театра «Ассамблея» на Гулярной улице (ныне улица Лизы Чайкиной) открылся кинотеатр «Леший», в котором демонстрировались «боевики текущего сезона».

Во время подготовки к выставке сотрудники Театрального музея обнаружили в фондах тексты и ноты душещипательных, а иногда просто душераздирающих песен и песенок, которые исполнялись в петербургских кафе и ресторанах – и не только в начале века, но и уже во времена послереволюционные, нэпманские, да и в тридцатые годы. Например, «Шелковый шнурок» впоследствии сгинувшего в ГУЛАГе популярного композитора Бориса Прозоровского и Константина Подревского, которую исполняла в «Кривом зеркале» у Кугеля Ксения Куракина. Песню из репертуара молодой выпускницы харьковского музучилища Клавдии Шульженко «Шахта # 3» – про драматичную историю донецких шахтеров, где рифмуются «любовь» и «кровь», и другие. На открытии «Петербургского Монмартра» их исполняла Анна Ананьина – лауреат конкурса памяти Шульженко.

Федор Шаляпин прожил на Петроградской стороне в этом доме (ул. Графтио, 2б) с 1915-го по 1922 год. Дирекция модного сада «Аркадия» составила однажды на весь летний сезон контракт с артистом. Именно здесь Шаляпин впервые исполнил партию Миракля в «Сказках Гофмана» Жака Оффенбаха.

На выставке можно внимательно прочесть афиши кинематографов и театров. В витринах увидеть пожелтевшие театральные билеты и программки столетней давности. А вот прелестные изумрудные атласные туфельки, веер, эксцентричный костюм-лиф и набедренная повязка, усеянная фальшивыми каменьями, – вещи, принадлежавшие актрисе Елизавете Тиме. На «Петербургском Монмартре» можно присесть на садовую скамейку под воссозданной аркой кинематографа «Аквариум» и смотреть немые фильмы или хронику тех времен, например, про полеты на аэростатах. В одной из витрин – пригласительный билет на самый настоящий запуск аэростата, содержащий памятку о правилах поведения во время такого неординарного события.

В выставочном зале – большая карта Петроградской стороны, чтобы зритель спустя век лучше представлял себе, что окружало «Петербургский Монмартр». Недалеко от Каменноостровского проспекта располагались фабрика Мельцера, завод Лангензиппена, Женский медицинский институт, Институт экспериментальной медицины, Электротехнический институт императора Александра III, главное представительство автомобильного концерна «Даймлер»...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (5481) от 18.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?