Петербургские подробности: взгляд художника Мстислава Добужинского был точен и современен

Сравнивать старинное изображение конкретного места с тем, как с той же самой точки оно выглядит сегодня, — прием далеко не новый. Как правило, авторы подобных сопоставлений опираются на какую‑нибудь историческую фотографию. Николай Эндегор, доктор технических наук, много лет трудившийся в Институте информатики и автоматизации РАН, а ныне нашедший себя как фотохудожник, задался целью пройти по петербургским «следам» Мстислава Добужинского. Результаты, которые оказались весьма любопытными, он представил широкой публике на выставке (12+) в библиотеке имени Дмитрия Лихачева на пр. Тореза, 32.

Петербургские подробности: взгляд художника Мстислава Добужинского был точен и современен | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мстислав Добужинский — художник Серебряного века, представитель объединения «Мир искусства», был одним из тех, кто особенно ярко запечатлел Петербург на переломе эпох. В начале 1920‑х годов он покинул Россию и тридцать лет прожил в эмиграции, но навсегда сохранил верность Северной столице.

Как известно, Петербург Добужинского — это не столько фасад, сколько изнанка города: фабричные окраины, укромные уголки, дворы-колодцы, брандмауэры и крыши домов… Художник изображал Петербург времен Пушкина, Гоголя и Достоевского, город начала ХХ века, опустевший Петроград начала 1920‑х годов и даже блокадный Ленинград, которого он никогда не видел.

— Рисунки Добужинского во многом фотографичны, причем иногда он как будто бы даже использовал технологию, которую мастера называют «рыбий глаз», — говорит автор выставки. — Он изображал более выпуклыми, приближенными к себе те объекты, которые казались ему наиболее важными и интересными.

Допустим, на современной фотографии, запечатлевшей от Прачечного моста на Фонтанке решетку Летнего сада, отчетливо виден дворец великого князя Николая Николаевича-младшего на противоположном берегу Невы. Когда Добужинский создавал свой рисунок, дворец уже существовал, но художник его как будто бы не заметил: в данном случае он ему прос­то не был важен. А вот решетка у него гораздо более четкая, нежели на фотографии…

— Добужинский жил в Дровяном переулке, и некоторые пейзажи были сделаны из окон и с балкона его квартиры. В нее мне попасть не удалось, но меня пустили на крышу соседнего дома, и я нашел почти те же ракурсы, которые попали на зарисовки художника. Некоторые здания остались в неизменнос­ти с тех пор, — говорит Николай Эндегор.

Добужинский отобразил целую серию петербургских типов — молочниц, извозчиков, грузчиков, даже босяков на набережной — скорее всего, Крюкова канала. И Николаю Эндегору удалось запечатлеть почти такие же кадры с нынешними маргинальными обитателями города. Причем на том же Крюковом канале.

Весьма примечательны иллюстрации Добужинского к повести Пушкина «Станционный смотритель». На одной из них он изобразил ведущую во двор арку с верхними полуциркульными окнами.

— Я не надеялся найти точь‑в-точь такую, как у Добужинского, все‑таки у него был собирательный образ. Но отыскал похожую — на набережной Фонтанки, возле Гороховой улицы, — говорит фотограф.

На одном из своих рисунков Добужинский запечатлел лестницу дома Раскольникова, что близ Сенной площади. И почти такую же автор выставки сфотографировал в Кузнечном переулке, где ныне находится Мемориальный музей-квартира Достоевского. Оказывается, ничего случайного: Добужинский часто бывал в этом доме, поскольку там жил его дядя — доктор медицины Федор Петрович Добужинский, старший врач Преображенского полка.

Будучи в эмиграции, Добужинский продолжал обращаться к образу Петербурга — Петрограда: он хранил его в своей памяти, до мельчайших подробностей. По всей видимости, помогали и сделанные прежде наброски. Насколько точен был его взгляд, можно судить по рисунку Чернышева моста через Фонтанку, где прорисован даже еле заметный излом перил в центре моста.

Вообще Чернышев мост был одним из любимых петербургских мест художника. Он неоднократно рисовал его и окружающий городской пейзаж, участвовал в спасении моста в 1908 году, когда его хотели расширить и избавить от башен, дабы заменить широкой переправой, пригодной для трамвайного движения.

Завершает выставку серия эскизов, которые Добужинский создал во время Второй мировой войны под впечатлением Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Он их так и назвал — «Ленинградская симфония», на них изобразил блокадный город таким, каким представлял его себе по свидетельствам очевидцев, фотографиям, кинохронике.

Вместе с известным хореографом Леонидом Мясиным Добужинский участвовал в постановке балета на музыку Седьмой симфонии. Полностью идею осуществить не удалось, но премьера балета, в которой звучала первая часть симфонии, прошла в Нью-Йорке 15 февраля 1945 года. Впоследствии эскизы Добужинского к балету были проданы с аукционов и разошлись по частным коллекциям.

Читайте также:

Бесценный дар филокартиста. В Кингисеппе проходит выставка почтовых открыток

Училище у Серебряного пруда. В музее «Лесное: из прошлое в будущее» открылась выставка


#выставка #художник #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7766) от 09.10.2024 под заголовком «Петербургские подробности ».


Комментарии