Петербургские отражения. На киноэкраны вышла мелодрама «Двое в одной жизни, не считая собаки»

Очевидно, что название мелодрамы Андрея Зайцева отсылает к книге Джерома К. Джерома, однако перечитывать ее перед просмотром не стоит. Больше никаких параллелей не будет.

Петербургские отражения. На киноэкраны вышла мелодрама «Двое в одной жизни, не считая собаки» | Стоп-кадр из фильма «Двое в одной жизни, не считая собаки»

Стоп-кадр из фильма «Двое в одной жизни, не считая собаки»

Фильм рассказывает о пожилой паре, истинных петербуржцах, интеллигентах — ироничных и тонких, стойких, но беззащитных, то и дело пикирующихся, но искренне любящих друг друга. Они не просто образованны, они плоть от плоти своего города, его истории и культуры. Как, к примеру, он предлагает ей запомнить пин-код банковской карты? Да очень просто. 1837‑й — год смерти Пушкина. 1889‑й — год рождения Ахматовой. Соответственно, код — 3789. Разве тут перепутаешь?

В роли Игоря Николаевича (жена, бог знает почему, называет его Лешиком) — Александр Адабашьян. В роли Людмилы Павловны — Светлана Крючкова.

Оба — опытные мастера, талантливые артисты и мощные личнос­ти, оба, как всегда, убедительны. Жаль только, что режиссер предложил им слишком идеализированные образы, не оставив шансов на творческий эксперимент. Однако публика все равно рада видеть этих артистов на экране, и картина уже получила на разных фестивалях призы зрительских симпатий и награды за главные роли.

Чем герои фильма занимают свои дни? Слушают классическую музыку, читают Льва Толстого, Мандельштама и Сервантеса, Игорь Николаевич очарован японской поэзией, копирует китайскую живопись. Остановившись передохнуть на лестничной площадке, они поют на французском, отвлекаются на старомодный флирт и забывают обо всем на свете, включая пакет с продуктами. А отправившись на прогулку по рекам и каналам, превращают ее из стандартной экскурсии в забавную мистификацию. Вместо истории строительства окрестных домов и мостов Игорь Николаевич рассказывает пассажирам байки из жизни поэтов — в духе Хармса.

Петербург становится не фоном, но еще одним героем повествования. Город дождей и рек, отражений и памяти пропитывает своими зыбкими образами всю ткань этой картины (оператор Ирина Уральская).

И, в общем‑то, неудивительно, что улицы его словно плывут под ногами людей, путая маршруты. Игорь Николаевич с Людмилой Павловной выходят из квартиры где‑то на Петроградской стороне и тут же оказываются у магазина на улице Пестеля, недалеко от Фонтанки. Впрочем, такие вольности свойственны кинематографу и не должны нас беспокоить.

Однако есть в фильме и другие мелкие нестыковки. Так, Людмила Павловна, угощая чаем своего бывшего студента, ныне артиста (Илья Дель), между делом дает ему своеобразный мастер-класс по актерскому мастерству. А потом выясняется, что она филолог, и не вполне понятно, какой же предмет она преподавала актерам…

Тем не менее общая аура города на Неве и трогательные образы его коренных жителей впечатляют. И неудивительно, что к этому миру так тянется девочка Полина (Полина Гухман) из неблагополучной семьи — чуткая к прекрасному, любознательная, готовая помочь пожилым соседям, которые щедро делятся с ней теплом.

Само собой, в фильме есть и «плохие парни». Это пьющий, агрессивный отец Полины, это мошенники, вымогающие у стариков их сбережения. И бодрая чиновница, которая приходит поздравить Игоря Николаевича, ребенком пережившего Великую Отечественную войну, «с праздником, с днем начала блокады Ленинграда». Сцены с участием этих персонажей откровенно гротескны, практически пародийны и кажутся вырезанными из какой‑то другой ленты.

И, наконец, главная боль героев. Они одиноки. Настолько остро и безнадежно, что поначалу кажется — единственный сын их умер. Но нет — оказывается, он просто уехал с семьей в другую страну и время от времени общается с родителями по видеосвязи. И потому страдания Людмилы Павловны выглядят несколько преувеличенными. В какой‑то момент актриса и вовсе выпадает из заданного изначально образа дамы старой питерской школы, она причитает и плачет надрывно, по‑бабьи.

Собака Пуля (которую сыграла собака Пуля) в этот момент прикрывает глаза лапой. Этому трюку обучил ее Игорь Николаевич. И становится как‑то неловко. Тут сентиментальность наконец зашкаливает. Разножанровые фрагменты не складываются в целое, несмотря на то что режиссер на протяжении всего фильма перемежает трогательные эпизоды забавными, пытается разбавить пафос иронией.

Мораль истории проста — берегите родителей, восхищайтесь осколками старой петербургской элиты, держитесь корней… Но снова плывут и колеблются призрачные отражения города, не приемлющего однозначности. И эта зыбкость, иллюзорность остается в послевкусии.

Возрастное ограничение 12+

Читайте также:

Герой вне времени. На экраны кинотеатров вышел фильм Бакура Бакурадзе «Лермонтов»

На киноэкраны страны вышла историко-биографическая драма «Первый на Олимпе»


#премьера #кинематограф #фильм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (8026) от 31.10.2025 под заголовком «Петербургские отражения».


Комментарии