Петербургская ярмарка искусства «1703» прошла в ЦВЗ «Манеж»
В ЦВЗ «Манеж» состоялась I Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». Она проводилась созданным в нашем городе Фондом поддержки культурных инициатив «Газпрома» как ежегодное событие, призванное содействовать развитию коллекционирования в России, продвижению художников и галерей. Ярмарка заинтересовала горожан, ее посетили свыше 10 тысяч человек. Но главный вопрос — об адресате — остается открытым.
ФОТО АВТОРА
Если вспоминать историю арт-ярмарок в Петербурге, то начиная с середины 1990‑х годов было много попыток их организовать. Не как место для торговли всякого всего, а как центра общения, где галереи показывают своих, часто выпестованных, художников. Галеристы могут рассказать об их творчестве, предоставить потенциальным покупателям необходимые консультации, дать возможность зарезервировать работу и даже вернуть покупку, если она по каким‑то причинам разонравилась.
Но быстро выяснилось, что в Петербурге мало покупателей. А тем, кто есть, вполне достаточно нескольких галерей, которые холят и лелеют своих клиентов. Ярмарочное дело заглохло. В начале 2020 года в «Экспофоруме» состоялась выставка-ярмарка «Понаехали!», организованная командой из Перми. Но через месяц начались пандемийные ограничения, торговля искусством целиком и надолго переместилась в онлайн-формат.
И вот новая попытка, сделанная, сразу замечу, солидно. Название ярмарки отсылает к дате основания Петербурга, главного проекта Петра I. Ярмарка заявлена как продолжательница петровских преобразований.
На первом этаже «Манежа» были размещены три выставочных проекта. «Быть с искусством» — выставка, подготовленная галеристкой Мариной Гисич совместно с семьями известных спортсменов, судьба которых связана с «Зенитом». Наталья и Константин Зыряновы, Екатерина и Вячеслав Малафеевы, Анна и Сергей Семак, Екатерина и Игорь Смольниковы, Виктория и Олег Шатовы, Вероника и Александра Ерохины покупали в галерее мистические картины Виталия Пушницкого, изысканные рисунки Кирилла Челушкина, текстиль и вышивку Тани Ахметгалиевой… Теперь Гисич просит предоставить эти работы на выставки (показ в «Манеже» не первый и не последний), тем самым подтверждая, что они выдерживают проверку временем. Гисич дополнила проект произведениями из собственного собрания.
Наибольший (сужу по фотографированию) интерес у зрителей вызвала инсталляция Александра Шишкина-Хокусая по мотивам картины Якоба Йорданса «Бобовый король». С помощью оптоволокна, светящегося красным (цвет вина), художник усиливает иронию сюжета, которая была понятна современникам Йорданса и не считывается современниками Шишкина-Хокусая.
KGallery подготовила показ избранного участников группы ленинградских художников «Одиннадцать» к 50‑летию их первой выставки. Там было несколько редко выставляемых картин Бориса Шаманова и скульптур Константина Симуна.
Третий выставочный проект ярмарки объединил произведения цифрового искусства. Катерина Муравьева и Петр Бардин из центра Art & Science Университета ИТМО создали онлайн-платформу Network-Checking, куда любой желающий может загрузить в качестве своего аватара кассовый чек, полученный после покупки в магазине. Платформа стала коллективным портретом общества потребителей. По чекам можно искать единомышленников. Московская Generative Gallery показала интерактивную работу группы Radugadesign «Натюрморт, который расцветает». Художники загрузили в память искусственного интеллекта изображения фламандских натюрмортов XVII века. На их основе машинный разум создал свою электронную версию. Если рядом с ней нет зрителей, то картинка темнеет и покрывается кракелюрами (трещины красочного слоя. — Прим. ред.).
На втором этаже центр визуальной культуры Beton (Москва) показал фотографию ХХ века. Она прошла путь от веры авангардистов в возможность улучшить мир с помощью искусства до документальных съемок безжизненных горных и ледниковых ландшафтов, породивших стилистику кинофильмов о внеземных цивилизациях.
Все это было крайне интересно, но служило преамбулой. А что сама ярмарка? На ней было представлено 17 галерей, из них 13 — московских, 3 — петербургских и 1 — из Нижнего Новгорода. Впрочем, дело не в скромном количестве. Складывалось впечатление, что все показанное искусство — постмодернистская живопись, неопоп-арт, немного концептуализма — происходит из одной большой галереи. То есть публике предложили только так называемые актуальные практики. По источникам, продажи были в первый вечер ярмарки, когда она работала по приглашениям. Столичные галереи продавали картины москвичам.
Среди гостей было много участников ПМЭФ, ярмарка входила в его культурную программу. Если рассматривать «1703» с этой позиции, то ярмарка удалась. Если же думать о поддержке петербургского искусства и художников, то, наверное, следует расширить состав участников, пригласив галереи с другой специализацией. Например, предлагающих серьезное академическое искусство. Оно по‑прежнему популярно в Петербурге.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7192) от 20.06.2022 под заголовком «Торговать или показывать?».
Комментарии