Пессимистическая комедия

Спектаклем египетского коллектива Temple Independent Theatre Company «Тайная вечеря» завершился XI международный фестиваль «Александринский». В рамках фестиваля его организатор Александринский театр представил премьеру - спектакль Виктора Рыжакова «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал».

Пессимистическая комедия | Какие парни служат на александринском флоте! ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

Какие парни служат на александринском флоте! ФОТО предоставлено пресс-службой Александринского театра

Прекрасна сама идея: отметить 100-летие революции спектаклем по полузабытой пьесе «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, написанной в 1932 году к 15-летию Красной армии. В Интернете ее можно отыскать с большим трудом. Виктор Рыжаков, призвавший в помощь себе (и Вишневскому) молодого драматурга Асю Волошину, выпустил «Оптимистическую» на александринской сцене, где в 1955 году поставил пьесу Георгий Товстоногов, в молодости видевший легендарный спектакль Александра Таирова с Алисой Коонен. Таировский спектакль сильно повлиял на решение Товстоногова. У Рыжакова в роли одного из ведущих «спектакля-концерта» - вместе с Эрой Зиганшиной - выступает Аркадий Волгин, игравший и у Товстоногова ведущего (а также Матроса и Алексея). Но не перекличка театральных эпох заботит авторов нынешней премьеры.

У Вишневского двух ведущих, обращавшихся к публике - «потомкам», - отделяли от разыгрываемых событий 15 лет, в нашем случае - век. В эффектном прологе под музыку Моцарта в современной аранжировке сменяют друг друга знаковые образы советского времени, воплощенные шаржированно: от маленьких лебедей, которых изображают александринские парни в пачках, до Белки и Стрелки, от крокодилов Ген до Берлинской стены. Фантазия сценографов Марии и Алексея Трегубовых смешала стеб с торжественной красотой и некой ностальгической грустинкой.

Из глубины выезжает металлическая стена во все зеркало сцены, выдвигая на авансцену действующих персонажей - с набеленными лицами, заледенелых, вызванных из холода вечности. Из корпуса пьесы Вишневского взяты основные линии действия: прибытие женщины-комиссара на Балтийский флот по воле партии, знакомство с матросами, заговор, роман с матросом Алексеем... Далее перл уже из драматурга-современника: «И хотя комиссар Алексею дала, все равно все погибли, вот такие дела».

Спектакль-концерт, капустник, микс. Жаждущие связных историй и монолитных героев, больших чувств и страстей — отдыхают. Отдельные номера позволили разомкнуть сюжет в бескрайние дали: драматическая сценка может смениться рэп-баттлом, а выход Эры Зиганшиной со словами матери к сыну (обобщенный образ матери, прошедшей лагерь) предваряется шлягером Mama группы Queen. Как только проклевывается драматизм, он сразу же снимается стилизацией под балаганный театр - что-то трагическое артисты разыгрывают, как марионетки Карабаса (к финалу прием выдыхается). Анна Блинова, играющая Комиссара, выступает то с монологом Лизы Хохлаковой из «Братьев Карамазовых» о распятом мальчике, то с «Монологом Мэрлин Монро» Вознесенского. Блок, Розанов, Маяковский, Достоевский смешались в одном коктейле. Что это дает? Честно сказать, понять это удается далеко не всегда, и вспоминаешь героиню Зои Федоровой из фильма «Свадьба»: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Видимо, расширение культурного пространства должно было бы работать на универсальность поднимаемых вопросов.

Труппа, впрочем, демонстрирует прекрасную форму. Эра Зиганшина, фирменно скупая в средствах, в своем маленьком выходе от лица матери овладевает залом, перехватывает твое дыхание, работая как бы сверхкрупным планом. Анна Блинова, сыгравшая в Александринке Соню Мармеладову, так же скромна и печальна, в ее облике ничего «комиссарского» вроде нет. Если проводить аналогии с великими исполнителями, то представляешь не рационально-патетическую Алису Коонен, а, скорее, другую Алису - молоденькую Фрейндлих, когда она еще числилась в лирических героинях и травести. Но блеск идеи в глазах героини есть, и ее внутренняя сила, несмотря на видимую хрупкость, убеждает.

Ух, какие парни служат на здешнем - александринском - флоте! Роль Алексея позволяет Тихону Жизневскому вполне иронично демонстрировать магнетизм героя-любовника. Дмитрий Лысенков существует вроде бы в традиционной для себя манере (суховатая эксцентрика, настырный голос, острая кукольная пластика), при этом он удивительно точен, каждым движением и каждой репликой бьет не в бровь, а в глаз. У Валентина Захарова - Вожака - недюжинная внутренняя мощь, какое-то горькое знание жизни проступает в его хриплых фразах. Это, что говорить, «матросы» бывалые. Но и Дмитрий Бутеев, которого в здешних спектаклях рассмотреть можно пока не слишком подробно, очень выразителен и выбивается из общего строя. И знакомый по сериалам Сергей Мардарь, в этом году приглашенный в труппу, в ней как будто давно свой.

Но!.. Местами блистательный, местами однообразный и затянутый, спектакль не складывается в режиссерское высказывание. Сказать, что назавтра после просмотра он тебя «не отпускает», заставляет мысленно обращаться к нему, - нельзя. Как и ответить - зачем по большому счету режиссер призвал эту пьесу на подмостки. Но не исключено, что смысл этой «Оптимистической», громокипящей и лихой, подсоберется, проявится через какое-то время. Будем оптимистичны, товарищи.

#Виктор Рыжаков #Оптимистическая трагедия #премьера

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.