Главная городская газета

Песни современные и не очень

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Застывший образ танца «обыкновенной богини»

Она была «человеком другого измерения», видевшим в театральных зеркалах образы великих балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью
Песни современные и не очень  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В Академической капелле завершился IX Всероссийский конкурс композиторов им. А. П. Петрова. В год 85-летия со дня рождения Андрея Павловича конкурс проводился в номинации «Эстрадная песня и эстрадный романс».

Зрители прослушали тринадцать песен от композиторов из разных городов – имена авторов держались в строгом секрете. Всего на конкурс поступило 337 заявок из России, Белоруссии, Украины, Израиля, Эстонии и Италии.

Как сказал председатель жюри Евгений Дога, определить лучших было нелегко, общий уровень был высокий: «Конкурс показал, что в нашей стране много композиторов, пишущих хорошие песни». Жаль только, что они нигде не звучат, известные исполнители не берут их в свой репертуар.

Первое место досталось петербурженке Ольге Фаворской за композицию «Курск». За нее же проголосовали зрители. Фаворская написала о желании жить, о мужестве, о неизбежной смерти возвышенно, с чувством боли и гордости. Публика кричала: «Браво!», певица Анна Малышева не смогла сдержать слез.

Один из предков Ольги Фаворской – сам Н. А. Римский-Корсаков, музыкой она занималась с детства. Известность ей принесли циклы патриотических песен, за которые она награждена несколькими орденами. Решение жюри и слушателей бесспорно, но мне кажется, что жанр патриотической песни требует отдельных конкурсов, потому что нельзя по одним меркам судить столь серьезное сочинение и хитовые эстрадные мелодии о радостях-горестях любви.

Многие авторы сами написали стихи к своим песням. Можно согласиться с членами жюри – достойных песен немало, но создалось впечатление, что композиторы-песенники упорно стараются следовать традициям советской эстрады. Они обращаются к мелодике русского фольклора, пронзительным интонациям старинных романсов и узнаваемым мотивам популярных шлягеров. Во многих новых песнях отсутствует нерв современности, безошибочно позволяющий определить дату написания музыки.

Второе место заслуженно присудили композиции «Лети» композитора и певицы Елены Тальковской. Это крик женского отчаяния, несостоявшегося счастья под мелодичную перекличку струнных и клавишных. Сложная для исполнения баллада требует сильного голоса и эмоций – певице Агате Вавиловой аплодировали долго. Второе место с Еленой Тальковской разделила Ольга Миненкова из Минска. Ее «Колыбельная» – нежная и сентиментальная девичья песня о том, что душа болит, а сердце плачет. Музыка красивая, стилизованная под русские народные напевы.

Но, по-моему, сейчас людям нужна другая искренность – такая, как в песне «Пожалей меня, вьюга», присланной на конкурс известным композитором Анатолием Кальварским на стихи Ольги Клименковой. В ней и задор, и нежность, и надежда. Казалось бы, Манана Гогитидзе просто спела про снежок в поселке да про любовь, которая во все времена безжалостна, но именно этой простоты не хватает современной эстраде. Анатолию Кальварскому достался специальный приз «За служение жанру эстрадной песни».

Песня «О лошадях» казалась вообще занесенной из другой эпохи: написана в духе произведений Александра Вертинского. В основе – стихи поэта начала ХХ века Анатолия Фиолетова, прожившего всего 21 год. Но звучит словно про нас сегодняшних. Композитор Валерий Бровко, обладатель премии «Ника» за музыку к фильму «Дело Иосифа Бродского», получил за эту песню третье место.

Николая Кузнецова отметили за песню «Санкт-Петербург» – радостный гимн во славу нашего города с торжественным звучанием духовых. На мой взгляд, автор не слишком отразил настроение сегодняшнего Петербурга и вряд ли затронул душевные струны местных жителей. Также заметили песню «Царь мой» московского композитора и поэтессы Ульяны Стратоницкой с отчетливым ритмом и трагическим надрывом (спела хрупкая Вера Свешникова). В топ-лист попал и член Союза композиторов России Константин Тушинок из Твери за песню «Когда я бегал по лужам босиком» на стихи Марины Перепечай. Тоска по детству, тщетные попытки понять себя, муки совести... А в эстрадной песне так хочется простоты, ясности. Таланта хочется.

Как у Андрея Павловича...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook