Песни современные и не очень

В Академической капелле завершился IX Всероссийский конкурс композиторов им. А. П. Петрова. В год 85-летия со дня рождения Андрея Павловича конкурс проводился в номинации «Эстрадная песня и эстрадный романс».

Песни современные и не очень  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Зрители прослушали тринадцать песен от композиторов из разных городов – имена авторов держались в строгом секрете. Всего на конкурс поступило 337 заявок из России, Белоруссии, Украины, Израиля, Эстонии и Италии.

Как сказал председатель жюри Евгений Дога, определить лучших было нелегко, общий уровень был высокий: «Конкурс показал, что в нашей стране много композиторов, пишущих хорошие песни». Жаль только, что они нигде не звучат, известные исполнители не берут их в свой репертуар.

Первое место досталось петербурженке Ольге Фаворской за композицию «Курск». За нее же проголосовали зрители. Фаворская написала о желании жить, о мужестве, о неизбежной смерти возвышенно, с чувством боли и гордости. Публика кричала: «Браво!», певица Анна Малышева не смогла сдержать слез.

Один из предков Ольги Фаворской – сам Н. А. Римский-Корсаков, музыкой она занималась с детства. Известность ей принесли циклы патриотических песен, за которые она награждена несколькими орденами. Решение жюри и слушателей бесспорно, но мне кажется, что жанр патриотической песни требует отдельных конкурсов, потому что нельзя по одним меркам судить столь серьезное сочинение и хитовые эстрадные мелодии о радостях-горестях любви.

Многие авторы сами написали стихи к своим песням. Можно согласиться с членами жюри – достойных песен немало, но создалось впечатление, что композиторы-песенники упорно стараются следовать традициям советской эстрады. Они обращаются к мелодике русского фольклора, пронзительным интонациям старинных романсов и узнаваемым мотивам популярных шлягеров. Во многих новых песнях отсутствует нерв современности, безошибочно позволяющий определить дату написания музыки.

Второе место заслуженно присудили композиции «Лети» композитора и певицы Елены Тальковской. Это крик женского отчаяния, несостоявшегося счастья под мелодичную перекличку струнных и клавишных. Сложная для исполнения баллада требует сильного голоса и эмоций – певице Агате Вавиловой аплодировали долго. Второе место с Еленой Тальковской разделила Ольга Миненкова из Минска. Ее «Колыбельная» – нежная и сентиментальная девичья песня о том, что душа болит, а сердце плачет. Музыка красивая, стилизованная под русские народные напевы.

Но, по-моему, сейчас людям нужна другая искренность – такая, как в песне «Пожалей меня, вьюга», присланной на конкурс известным композитором Анатолием Кальварским на стихи Ольги Клименковой. В ней и задор, и нежность, и надежда. Казалось бы, Манана Гогитидзе просто спела про снежок в поселке да про любовь, которая во все времена безжалостна, но именно этой простоты не хватает современной эстраде. Анатолию Кальварскому достался специальный приз «За служение жанру эстрадной песни».

Песня «О лошадях» казалась вообще занесенной из другой эпохи: написана в духе произведений Александра Вертинского. В основе – стихи поэта начала ХХ века Анатолия Фиолетова, прожившего всего 21 год. Но звучит словно про нас сегодняшних. Композитор Валерий Бровко, обладатель премии «Ника» за музыку к фильму «Дело Иосифа Бродского», получил за эту песню третье место.

Николая Кузнецова отметили за песню «Санкт-Петербург» – радостный гимн во славу нашего города с торжественным звучанием духовых. На мой взгляд, автор не слишком отразил настроение сегодняшнего Петербурга и вряд ли затронул душевные струны местных жителей. Также заметили песню «Царь мой» московского композитора и поэтессы Ульяны Стратоницкой с отчетливым ритмом и трагическим надрывом (спела хрупкая Вера Свешникова). В топ-лист попал и член Союза композиторов России Константин Тушинок из Твери за песню «Когда я бегал по лужам босиком» на стихи Марины Перепечай. Тоска по детству, тщетные попытки понять себя, муки совести... А в эстрадной песне так хочется простоты, ясности. Таланта хочется.

Как у Андрея Павловича...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5556) от 01.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.