
Песни современные и не очень
В Академической капелле завершился IX Всероссийский конкурс композиторов им. А. П. Петрова. В год 85-летия со дня рождения Андрея Павловича конкурс проводился в номинации «Эстрадная песня и эстрадный романс».

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Зрители прослушали тринадцать песен от композиторов из разных городов – имена авторов держались в строгом секрете. Всего на конкурс поступило 337 заявок из России, Белоруссии, Украины, Израиля, Эстонии и Италии.
Как сказал председатель жюри Евгений Дога, определить лучших было нелегко, общий уровень был высокий: «Конкурс показал, что в нашей стране много композиторов, пишущих хорошие песни». Жаль только, что они нигде не звучат, известные исполнители не берут их в свой репертуар.
Первое место досталось петербурженке Ольге Фаворской за композицию «Курск». За нее же проголосовали зрители. Фаворская написала о желании жить, о мужестве, о неизбежной смерти возвышенно, с чувством боли и гордости. Публика кричала: «Браво!», певица Анна Малышева не смогла сдержать слез.
Один из предков Ольги Фаворской – сам Н. А. Римский-Корсаков, музыкой она занималась с детства. Известность ей принесли циклы патриотических песен, за которые она награждена несколькими орденами. Решение жюри и слушателей бесспорно, но мне кажется, что жанр патриотической песни требует отдельных конкурсов, потому что нельзя по одним меркам судить столь серьезное сочинение и хитовые эстрадные мелодии о радостях-горестях любви.
Многие авторы сами написали стихи к своим песням. Можно согласиться с членами жюри – достойных песен немало, но создалось впечатление, что композиторы-песенники упорно стараются следовать традициям советской эстрады. Они обращаются к мелодике русского фольклора, пронзительным интонациям старинных романсов и узнаваемым мотивам популярных шлягеров. Во многих новых песнях отсутствует нерв современности, безошибочно позволяющий определить дату написания музыки.
Второе место заслуженно присудили композиции «Лети» композитора и певицы Елены Тальковской. Это крик женского отчаяния, несостоявшегося счастья под мелодичную перекличку струнных и клавишных. Сложная для исполнения баллада требует сильного голоса и эмоций – певице Агате Вавиловой аплодировали долго. Второе место с Еленой Тальковской разделила Ольга Миненкова из Минска. Ее «Колыбельная» – нежная и сентиментальная девичья песня о том, что душа болит, а сердце плачет. Музыка красивая, стилизованная под русские народные напевы.
Но, по-моему, сейчас людям нужна другая искренность – такая, как в песне «Пожалей меня, вьюга», присланной на конкурс известным композитором Анатолием Кальварским на стихи Ольги Клименковой. В ней и задор, и нежность, и надежда. Казалось бы, Манана Гогитидзе просто спела про снежок в поселке да про любовь, которая во все времена безжалостна, но именно этой простоты не хватает современной эстраде. Анатолию Кальварскому достался специальный приз «За служение жанру эстрадной песни».
Песня «О лошадях» казалась вообще занесенной из другой эпохи: написана в духе произведений Александра Вертинского. В основе – стихи поэта начала ХХ века Анатолия Фиолетова, прожившего всего 21 год. Но звучит словно про нас сегодняшних. Композитор Валерий Бровко, обладатель премии «Ника» за музыку к фильму «Дело Иосифа Бродского», получил за эту песню третье место.
Николая Кузнецова отметили за песню «Санкт-Петербург» – радостный гимн во славу нашего города с торжественным звучанием духовых. На мой взгляд, автор не слишком отразил настроение сегодняшнего Петербурга и вряд ли затронул душевные струны местных жителей. Также заметили песню «Царь мой» московского композитора и поэтессы Ульяны Стратоницкой с отчетливым ритмом и трагическим надрывом (спела хрупкая Вера Свешникова). В топ-лист попал и член Союза композиторов России Константин Тушинок из Твери за песню «Когда я бегал по лужам босиком» на стихи Марины Перепечай. Тоска по детству, тщетные попытки понять себя, муки совести... А в эстрадной песне так хочется простоты, ясности. Таланта хочется.
Как у Андрея Павловича...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5556) от 01.10.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии