Главная городская газета

Пьеса для часов с оркестром

  • 28.11.2014
  • Людмила Емельянова
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью

Из Петербурга в Токио: история одной выставки

Впервые художественная выставка направилась из России в страну восходящего солнца в 20-х годах прошлого столетия. О том, как это было, вспоминают «СПб ведомости». Читать полностью

Ысыах Олонхо: в Петербурге отметили якутский Праздник лета

Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве... Читать полностью

Концертный хор Санкт-Петербурга: разрушая стереотипы

Премьера большого концертного проекта «Чайковский-гала» состоится сегодня в Большом зале Филармонии и станет приношением к 125-летней годовщине смерти великого русского композитора. Читать полностью
Пьеса для часов с оркестром | ФОТО Евгения СИНЯВЕРА<br>Механический оркестр скоро зазвучит.

ФОТО Евгения СИНЯВЕРА
Механический оркестр скоро зазвучит.

Специалисты лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа работают над уникальным проектом — восстанавливают часы-оркестр Штрассера.

Это самая грандиозная вещь из всех, созданных мастером. А за свою жизнь он сделал не одну. Из других работ она выделяется размерами (почти 4 метра высотой) и сложностью.

Творение Штрассера — вещь интерьерная, на момент создания лучшая по звучанию. Но как у любой экспериментальной модели, изготовленной в единственном экземпляре, с точки зрения механики у нее от рождения были слабые места. Оркестр ломался, расстраивался механизм, его приходилось разбирать и ремонтировать. Люди, отвечавшие за обслуживание, а этим занимались дети и внуки Штрассера, старались творение отца и деда усовершенствовать. В нынешнем понимании они не были реставраторами. Их задачей было облегчить себе жизнь и сделать так, чтобы оркестр достойно звучал. Поэтому они старались его усовершенствовать. Внук пытался изменить направление звука и только испортил. Первоначально звук шел через крышу, затем через боковые дверцы, затянутые тканью. Ткань глушит звук. Последний раз в «организм» оркестра вмешивались в 1935 году, внесли изменения в конструкцию.

Сегодня реставраторы стараются вернуться к первоисточнику, разобраться с тем, что оставить, что убрать.

По сложности оркестр Штрассера можно сравнить со знаменитым «Павлином». У него очень точная, «нежная» механика. Но он обладает и поражающими воображение индивидуальными особенностями. В движение механизм приводят 4 свинцовых груза по 200 килограммов каждый. Пружины, которые все это крутят, можно сравнить с железнодорожными рессорами. Всего этого не должны замечать слушатели, так же как и слышать скрип, скрежет, лязг и мощные толчки. Впечатление от звучания должно быть приятным и легким.

Уникальность оркестра Штрассера и в том, что на нем записано прижизненное для авторов исполнение музыки. Гайдн специально писал пьесу для этого инструмента.

История часов-оркестра не менее сложна, чем их устройство. Иоган Георг Штрассер начал строить свой механический оркестр в 1791 году, закончил в 1801-м. Первые годы мастер занимался механикой, стараясь сделать что-то грандиозное и совершенное, чего не удавалось никому. Скорее всего, он предполагал, что оркестр будет стоять в парадной зале Михайловского замка, отсюда оформление часового механизма — великолепный корпус красного дерева.

Высочайшего заказчика — Павла I не стало, часы-оркестр надо было пристраивать. Штрассер собирался организовать лотерею, оценив свое творение в 60 тысяч рублей. Билеты не удалось продать. Мастер устраивал концерты, возил оркестр в Москву. Интересно, что он легко его разбирал и собирал. Лотерею разыграли спустя три года. Александр I купил сто билетов по сто рублей. Выигрышный никто не предъявил. Через полгода объявилась его обладательница — вдова пастора. Билет ей отдал офицер, которому нечем было расплатиться за постой. Вдова намеревалась устроить собственную лотерею. Император не стал рисковать, выплатил вдове пожизненное пособие. Так оркестр попал в Эрмитаж.

Он занял место в одном из маленьких залов Эрмитажа. Там простоял пока не построили Новый Эрмитаж. Лео фон Клеце поставил его в зал резных камней, теперь зал майолики. Не исключено, что он для оркестра и предназначался. До 30-х годов ХХ века он там и находился. Затем его перенесли в Фельдмаршальский зал.

За часы-оркестр Штрассера специалисты Эрмитажа впервые взялись в 1995 году. Это была одна из первых работ лаборатории реставрации часов и музыкальных механизмов музея. Тогда восстановили часовой механизм. Он сложный, с ним долго возились.

Несколько лет назад устроили пробный концерт. Рядом с часами-оркестром группа музыкантов исполняла ту же музыку. Увы, механический оркестр звучал плохо. С тех пор его не запускали. Инструмент осматривали голландские специалисты. Реставраторы Эрмитажа ездили в Голландию, чтобы понять, как должна звучать такая музыка.

Оркестр Штрассера представляет собой два дополняющих друг друга органа, способных воспроизводить 14 мелодий, до восьми минут каждая. 13 валиков записал сам Штрассер, последний с музыкой Вагнера — его внук Александр. Механика сложная, перемещение барабана должно быть точным. Нарушение точности — одна из причин, по которой орган перестал играть.

Реставраторам предстоит восстановить корпус часов, деревянные детали музыкального механизма, механическую часть органа, а также воссоздать подставку из красного дерева. Значительную часть времени заняла исследовательская работа. Начинку часов разобрали на детали, перевезли в мастерскую в Старой деревне. С деревянных валиков постепенно считывается и заносится в компьютер мелодия. Ее прослушивание помогает понять, что не так с механизмом, какой штифт сломан нарочно, какой случайно. Работа большая, кропотливая.

Главное в творении Штрассера — музыка.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook