Пьеса для часов с оркестром

Специалисты лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа работают над уникальным проектом — восстанавливают часы-оркестр Штрассера.

Пьеса для часов с оркестром | ФОТО Евгения СИНЯВЕРА<br>Механический оркестр скоро зазвучит.

ФОТО Евгения СИНЯВЕРА
Механический оркестр скоро зазвучит.

Это самая грандиозная вещь из всех, созданных мастером. А за свою жизнь он сделал не одну. Из других работ она выделяется размерами (почти 4 метра высотой) и сложностью.

Творение Штрассера — вещь интерьерная, на момент создания лучшая по звучанию. Но как у любой экспериментальной модели, изготовленной в единственном экземпляре, с точки зрения механики у нее от рождения были слабые места. Оркестр ломался, расстраивался механизм, его приходилось разбирать и ремонтировать. Люди, отвечавшие за обслуживание, а этим занимались дети и внуки Штрассера, старались творение отца и деда усовершенствовать. В нынешнем понимании они не были реставраторами. Их задачей было облегчить себе жизнь и сделать так, чтобы оркестр достойно звучал. Поэтому они старались его усовершенствовать. Внук пытался изменить направление звука и только испортил. Первоначально звук шел через крышу, затем через боковые дверцы, затянутые тканью. Ткань глушит звук. Последний раз в «организм» оркестра вмешивались в 1935 году, внесли изменения в конструкцию.

Сегодня реставраторы стараются вернуться к первоисточнику, разобраться с тем, что оставить, что убрать.

По сложности оркестр Штрассера можно сравнить со знаменитым «Павлином». У него очень точная, «нежная» механика. Но он обладает и поражающими воображение индивидуальными особенностями. В движение механизм приводят 4 свинцовых груза по 200 килограммов каждый. Пружины, которые все это крутят, можно сравнить с железнодорожными рессорами. Всего этого не должны замечать слушатели, так же как и слышать скрип, скрежет, лязг и мощные толчки. Впечатление от звучания должно быть приятным и легким.

Уникальность оркестра Штрассера и в том, что на нем записано прижизненное для авторов исполнение музыки. Гайдн специально писал пьесу для этого инструмента.

История часов-оркестра не менее сложна, чем их устройство. Иоган Георг Штрассер начал строить свой механический оркестр в 1791 году, закончил в 1801-м. Первые годы мастер занимался механикой, стараясь сделать что-то грандиозное и совершенное, чего не удавалось никому. Скорее всего, он предполагал, что оркестр будет стоять в парадной зале Михайловского замка, отсюда оформление часового механизма — великолепный корпус красного дерева.

Высочайшего заказчика — Павла I не стало, часы-оркестр надо было пристраивать. Штрассер собирался организовать лотерею, оценив свое творение в 60 тысяч рублей. Билеты не удалось продать. Мастер устраивал концерты, возил оркестр в Москву. Интересно, что он легко его разбирал и собирал. Лотерею разыграли спустя три года. Александр I купил сто билетов по сто рублей. Выигрышный никто не предъявил. Через полгода объявилась его обладательница — вдова пастора. Билет ей отдал офицер, которому нечем было расплатиться за постой. Вдова намеревалась устроить собственную лотерею. Император не стал рисковать, выплатил вдове пожизненное пособие. Так оркестр попал в Эрмитаж.

Он занял место в одном из маленьких залов Эрмитажа. Там простоял пока не построили Новый Эрмитаж. Лео фон Клеце поставил его в зал резных камней, теперь зал майолики. Не исключено, что он для оркестра и предназначался. До 30-х годов ХХ века он там и находился. Затем его перенесли в Фельдмаршальский зал.

За часы-оркестр Штрассера специалисты Эрмитажа впервые взялись в 1995 году. Это была одна из первых работ лаборатории реставрации часов и музыкальных механизмов музея. Тогда восстановили часовой механизм. Он сложный, с ним долго возились.

Несколько лет назад устроили пробный концерт. Рядом с часами-оркестром группа музыкантов исполняла ту же музыку. Увы, механический оркестр звучал плохо. С тех пор его не запускали. Инструмент осматривали голландские специалисты. Реставраторы Эрмитажа ездили в Голландию, чтобы понять, как должна звучать такая музыка.

Оркестр Штрассера представляет собой два дополняющих друг друга органа, способных воспроизводить 14 мелодий, до восьми минут каждая. 13 валиков записал сам Штрассер, последний с музыкой Вагнера — его внук Александр. Механика сложная, перемещение барабана должно быть точным. Нарушение точности — одна из причин, по которой орган перестал играть.

Реставраторам предстоит восстановить корпус часов, деревянные детали музыкального механизма, механическую часть органа, а также воссоздать подставку из красного дерева. Значительную часть времени заняла исследовательская работа. Начинку часов разобрали на детали, перевезли в мастерскую в Старой деревне. С деревянных валиков постепенно считывается и заносится в компьютер мелодия. Ее прослушивание помогает понять, что не так с механизмом, какой штифт сломан нарочно, какой случайно. Работа большая, кропотливая.

Главное в творении Штрассера — музыка.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.