Пьеса для часов с оркестром

Специалисты лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа работают над уникальным проектом — восстанавливают часы-оркестр Штрассера.

Пьеса для часов с оркестром | ФОТО Евгения СИНЯВЕРА<br>Механический оркестр скоро зазвучит.

ФОТО Евгения СИНЯВЕРА
Механический оркестр скоро зазвучит.

Это самая грандиозная вещь из всех, созданных мастером. А за свою жизнь он сделал не одну. Из других работ она выделяется размерами (почти 4 метра высотой) и сложностью.

Творение Штрассера — вещь интерьерная, на момент создания лучшая по звучанию. Но как у любой экспериментальной модели, изготовленной в единственном экземпляре, с точки зрения механики у нее от рождения были слабые места. Оркестр ломался, расстраивался механизм, его приходилось разбирать и ремонтировать. Люди, отвечавшие за обслуживание, а этим занимались дети и внуки Штрассера, старались творение отца и деда усовершенствовать. В нынешнем понимании они не были реставраторами. Их задачей было облегчить себе жизнь и сделать так, чтобы оркестр достойно звучал. Поэтому они старались его усовершенствовать. Внук пытался изменить направление звука и только испортил. Первоначально звук шел через крышу, затем через боковые дверцы, затянутые тканью. Ткань глушит звук. Последний раз в «организм» оркестра вмешивались в 1935 году, внесли изменения в конструкцию.

Сегодня реставраторы стараются вернуться к первоисточнику, разобраться с тем, что оставить, что убрать.

По сложности оркестр Штрассера можно сравнить со знаменитым «Павлином». У него очень точная, «нежная» механика. Но он обладает и поражающими воображение индивидуальными особенностями. В движение механизм приводят 4 свинцовых груза по 200 килограммов каждый. Пружины, которые все это крутят, можно сравнить с железнодорожными рессорами. Всего этого не должны замечать слушатели, так же как и слышать скрип, скрежет, лязг и мощные толчки. Впечатление от звучания должно быть приятным и легким.

Уникальность оркестра Штрассера и в том, что на нем записано прижизненное для авторов исполнение музыки. Гайдн специально писал пьесу для этого инструмента.

История часов-оркестра не менее сложна, чем их устройство. Иоган Георг Штрассер начал строить свой механический оркестр в 1791 году, закончил в 1801-м. Первые годы мастер занимался механикой, стараясь сделать что-то грандиозное и совершенное, чего не удавалось никому. Скорее всего, он предполагал, что оркестр будет стоять в парадной зале Михайловского замка, отсюда оформление часового механизма — великолепный корпус красного дерева.

Высочайшего заказчика — Павла I не стало, часы-оркестр надо было пристраивать. Штрассер собирался организовать лотерею, оценив свое творение в 60 тысяч рублей. Билеты не удалось продать. Мастер устраивал концерты, возил оркестр в Москву. Интересно, что он легко его разбирал и собирал. Лотерею разыграли спустя три года. Александр I купил сто билетов по сто рублей. Выигрышный никто не предъявил. Через полгода объявилась его обладательница — вдова пастора. Билет ей отдал офицер, которому нечем было расплатиться за постой. Вдова намеревалась устроить собственную лотерею. Император не стал рисковать, выплатил вдове пожизненное пособие. Так оркестр попал в Эрмитаж.

Он занял место в одном из маленьких залов Эрмитажа. Там простоял пока не построили Новый Эрмитаж. Лео фон Клеце поставил его в зал резных камней, теперь зал майолики. Не исключено, что он для оркестра и предназначался. До 30-х годов ХХ века он там и находился. Затем его перенесли в Фельдмаршальский зал.

За часы-оркестр Штрассера специалисты Эрмитажа впервые взялись в 1995 году. Это была одна из первых работ лаборатории реставрации часов и музыкальных механизмов музея. Тогда восстановили часовой механизм. Он сложный, с ним долго возились.

Несколько лет назад устроили пробный концерт. Рядом с часами-оркестром группа музыкантов исполняла ту же музыку. Увы, механический оркестр звучал плохо. С тех пор его не запускали. Инструмент осматривали голландские специалисты. Реставраторы Эрмитажа ездили в Голландию, чтобы понять, как должна звучать такая музыка.

Оркестр Штрассера представляет собой два дополняющих друг друга органа, способных воспроизводить 14 мелодий, до восьми минут каждая. 13 валиков записал сам Штрассер, последний с музыкой Вагнера — его внук Александр. Механика сложная, перемещение барабана должно быть точным. Нарушение точности — одна из причин, по которой орган перестал играть.

Реставраторам предстоит восстановить корпус часов, деревянные детали музыкального механизма, механическую часть органа, а также воссоздать подставку из красного дерева. Значительную часть времени заняла исследовательская работа. Начинку часов разобрали на детали, перевезли в мастерскую в Старой деревне. С деревянных валиков постепенно считывается и заносится в компьютер мелодия. Ее прослушивание помогает понять, что не так с механизмом, какой штифт сломан нарочно, какой случайно. Работа большая, кропотливая.

Главное в творении Штрассера — музыка.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...