Пьеса для часов с оркестром

Специалисты лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа работают над уникальным проектом — восстанавливают часы-оркестр Штрассера.

Пьеса для часов с оркестром | ФОТО Евгения СИНЯВЕРА<br>Механический оркестр скоро зазвучит.

ФОТО Евгения СИНЯВЕРА
Механический оркестр скоро зазвучит.

Это самая грандиозная вещь из всех, созданных мастером. А за свою жизнь он сделал не одну. Из других работ она выделяется размерами (почти 4 метра высотой) и сложностью.

Творение Штрассера — вещь интерьерная, на момент создания лучшая по звучанию. Но как у любой экспериментальной модели, изготовленной в единственном экземпляре, с точки зрения механики у нее от рождения были слабые места. Оркестр ломался, расстраивался механизм, его приходилось разбирать и ремонтировать. Люди, отвечавшие за обслуживание, а этим занимались дети и внуки Штрассера, старались творение отца и деда усовершенствовать. В нынешнем понимании они не были реставраторами. Их задачей было облегчить себе жизнь и сделать так, чтобы оркестр достойно звучал. Поэтому они старались его усовершенствовать. Внук пытался изменить направление звука и только испортил. Первоначально звук шел через крышу, затем через боковые дверцы, затянутые тканью. Ткань глушит звук. Последний раз в «организм» оркестра вмешивались в 1935 году, внесли изменения в конструкцию.

Сегодня реставраторы стараются вернуться к первоисточнику, разобраться с тем, что оставить, что убрать.

По сложности оркестр Штрассера можно сравнить со знаменитым «Павлином». У него очень точная, «нежная» механика. Но он обладает и поражающими воображение индивидуальными особенностями. В движение механизм приводят 4 свинцовых груза по 200 килограммов каждый. Пружины, которые все это крутят, можно сравнить с железнодорожными рессорами. Всего этого не должны замечать слушатели, так же как и слышать скрип, скрежет, лязг и мощные толчки. Впечатление от звучания должно быть приятным и легким.

Уникальность оркестра Штрассера и в том, что на нем записано прижизненное для авторов исполнение музыки. Гайдн специально писал пьесу для этого инструмента.

История часов-оркестра не менее сложна, чем их устройство. Иоган Георг Штрассер начал строить свой механический оркестр в 1791 году, закончил в 1801-м. Первые годы мастер занимался механикой, стараясь сделать что-то грандиозное и совершенное, чего не удавалось никому. Скорее всего, он предполагал, что оркестр будет стоять в парадной зале Михайловского замка, отсюда оформление часового механизма — великолепный корпус красного дерева.

Высочайшего заказчика — Павла I не стало, часы-оркестр надо было пристраивать. Штрассер собирался организовать лотерею, оценив свое творение в 60 тысяч рублей. Билеты не удалось продать. Мастер устраивал концерты, возил оркестр в Москву. Интересно, что он легко его разбирал и собирал. Лотерею разыграли спустя три года. Александр I купил сто билетов по сто рублей. Выигрышный никто не предъявил. Через полгода объявилась его обладательница — вдова пастора. Билет ей отдал офицер, которому нечем было расплатиться за постой. Вдова намеревалась устроить собственную лотерею. Император не стал рисковать, выплатил вдове пожизненное пособие. Так оркестр попал в Эрмитаж.

Он занял место в одном из маленьких залов Эрмитажа. Там простоял пока не построили Новый Эрмитаж. Лео фон Клеце поставил его в зал резных камней, теперь зал майолики. Не исключено, что он для оркестра и предназначался. До 30-х годов ХХ века он там и находился. Затем его перенесли в Фельдмаршальский зал.

За часы-оркестр Штрассера специалисты Эрмитажа впервые взялись в 1995 году. Это была одна из первых работ лаборатории реставрации часов и музыкальных механизмов музея. Тогда восстановили часовой механизм. Он сложный, с ним долго возились.

Несколько лет назад устроили пробный концерт. Рядом с часами-оркестром группа музыкантов исполняла ту же музыку. Увы, механический оркестр звучал плохо. С тех пор его не запускали. Инструмент осматривали голландские специалисты. Реставраторы Эрмитажа ездили в Голландию, чтобы понять, как должна звучать такая музыка.

Оркестр Штрассера представляет собой два дополняющих друг друга органа, способных воспроизводить 14 мелодий, до восьми минут каждая. 13 валиков записал сам Штрассер, последний с музыкой Вагнера — его внук Александр. Механика сложная, перемещение барабана должно быть точным. Нарушение точности — одна из причин, по которой орган перестал играть.

Реставраторам предстоит восстановить корпус часов, деревянные детали музыкального механизма, механическую часть органа, а также воссоздать подставку из красного дерева. Значительную часть времени заняла исследовательская работа. Начинку часов разобрали на детали, перевезли в мастерскую в Старой деревне. С деревянных валиков постепенно считывается и заносится в компьютер мелодия. Ее прослушивание помогает понять, что не так с механизмом, какой штифт сломан нарочно, какой случайно. Работа большая, кропотливая.

Главное в творении Штрассера — музыка.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?