Век учись: музыкальная школа имени Римского-Корсакова празднует столетие

За свою вековую историю она обучила больше двадцати тысяч петербуржцев и давно стала неотъемлемой частью городского культурного ландшафта. Ее неоднократно пытались уничтожить, но не смогли.

Век учись: музыкальная школа имени Римского-Корсакова празднует столетие | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Школа теперь расположилась в здании бывшей петербургской Городской думы, где мелькают призраки не только законотворцев, но и Мусоргского, Бородина, Кюи, Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова, где сходились на «спевки» разные петербургские сословия «без отвлечения от обычных занятий». Бесценный подарок учебному заведению, ставшему настоящим раритетом после тотального истребления рынком вечерних музыкальных школ. Подобных очагов общедоступного музыкального образования больше не сохранилось ни в столицах, ни тем более в провинции.

Здание думы имеет богатую музыкальную историю. Здесь проходили концерты Русского музыкального общества, в конце XIX века располагалась Бесплатная музыкальная школа, созданная основателем «Могучей кучки» Балакиревым и хоровым дирижером Ломакиным с целью обучения музыкальной грамоте и хоровому пению голосистых граждан всех возрастов. В зале думы состоялась премьера Первой симфонии Н. А. Римского-Корсакова в присутствии автора, восемь лет великий композитор лично возглавлял БМШ.

Балакиревская БМШ была закрыта большевиками в 1917-м, но уже в 1918 году возникла школа, стремившаяся стать ее духовной преемницей. Первоначально она была частной, созданной по инициативе и на собственные средства оставшихся не у дел выдающихся музыкантов. Ее первый исторический адрес: Лермонтовский проспект, 30 (угол Фонтанки). В марте 1919-го школа обрела государственный статус, в 1921-м ей присвоили имя Н. А. Римского-Корсакова, благо в школе учились четверо его внуков.

Основателем и первым директором школы был солист Мариинского театра Николай Ростовский, привлекший к преподаванию именитых музыкантов. В их числе - дирижеры Мариинки Дранишников и Похитонов, певцы бывшей императорской сцены Андреев и Захаров, музыкальный критик Каратыгин. «По совместительству» в школе преподавал и великий Софроницкий.

Сталинская «культурная революция», давшая сигнал коллективизации творческих учреждений, добралась и до школы: в 1927 году ее администрация была уволена за «непролетарское происхождение», контингент учащихся ограничен детьми рабочих, программы приведены «в согласие с марксистским методом». Затем школа кочевала по городу, неоднократно реорганизовывалась, пока руководящие пролетарии не пали жертвой большой чистки 1937 - 1938 годов и все не вернулось на круги своя.

В конце 1930-х во главе школы вновь встали профессионалы, и с 1 сентября 1940 года она стала называться Государственной музыкальной школой для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова. Под этим именем она вошла в историю. В день начала ленинградской блокады - 8 сентября 1941 года - в школе по просьбе коллектива начался учебный год. Через несколько месяцев она осталась единственным действующим музыкальным учебным заведением в Ленинграде, официально не прекращавшим работу все военные годы. В 1943 году здесь училась будущая оперная звезда Галина Вишневская.

В послевоенное время число учащихся достигло тысячи человек. Пятидесятилетие школа встречала с внушительным списком выпускников, ставших выдающимися деятелями культуры, среди них народные артисты СССР Софья Преображенская и Павел Лисициан, профессор Консерватории Екатерина Ручьевская, эстрадный певец Эдуард Хиль. В школе учились академик директор Института мозга человека Наталья Бехтерева и чемпионка Европы по фигурному катанию тренер Тамара Москвина.

В 1985 году вновь настали трудные времена - школа более чем на десятилетие оказалась лишена помещения, коллективу пришлось скитаться по «спальным» районам, арендуя классы в общеобразовательных школах. Вопрос сдвинулся с мертвой точки после вмешательства тогдашнего заместителя председателя Ленгорисполкома Валентины Матвиенко, а подлинное возрождение началось в 1996 году, когда школа вновь обрела собственный дом, получив помещения Южной парадной лестницы бывшей Городской думы. Правда, «парадной» лестницу в ту пору назвать было никак нельзя: съехавшие обитатели (РЭУ, банк, агентство путешествий) оставили после себя разруху. Директор - Татьяна Борисовна Орлова, выпускница школы 1958 года (а также филфака Университета и фортепианного факультета Консерватории), - с головой окунулась в строительно-ремонтные работы, продолжавшиеся 20 лет, после чего интерьеры и стиль исторического здания предстали во всем великолепии.

Пару лет назад школа едва не попала в очередной переплет в связи с изменениями в законодательстве, однако (честь и хвала городскому руководству, учредителям и петербургским законодателям) совместными усилиями удалось решить копившиеся годами юридические проблемы и сохранить уникальное учреждение.

Сегодня в школе 1200 учащихся и 130 преподавателей (среди них народные артисты России, солисты Мариинского и Михайловского театров, лауреаты международных конкурсов, концертирующие музыканты). Школа по-прежнему обучает молодежь без ограничения возраста, сохраняет и приумножает завещанные «кучкистами» идеи просвещения без границ.

Сегодня представители городской администрации, выпускники, друзья придут поздравить школу с юбилеем. А в начале июня начнется 101-й набор: тысячи абитуриентов будут осаждать приемные комиссии, ведь Петербург - город особый, приобщиться к культуре мечтает здесь и стар и млад.

Материал был опубликован в газете под № 088 (6197) от 21.05.2018 под заголовком «Первые сто лет».

#музыка #школа #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (6197) от 21.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?