Перспектива 3D-мюзикла
19 и 20 ноября в ДК им. Ленсовета проходит премьера 3D-мюзикла «Джульетта и Ромео». Это вторая масштабная постановка хорошо знакомой российской публике команды: режиссер Януш Юзефович, композитор Януш Стоклоса, авторы либретто и песен Юрий Ряшенцев и Галина Полиди. Можно сказать, что именно эти люди дали старт развитию жанра мюзикла в России, когда в 1999 году поставили мюзикл «Метро». В прошлом сезоне Юзефович осуществил первый в мире 3D-мюзикл «Пола Негри». Останавливаться на достигнутом он не собирается. Накануне премьеры Януш ЮЗЕФОВИЧ рассказал нашему корреспонденту Полине ВИНОГРАДОВОЙ о том, как с помощью новых технологий он перенес шекспировских героев в будущее.
ФОТО предоставлено пресс-службой театра
— Януш, этим летом объявления о кастинге в международный проект «Джульетта и Ромео» можно было услышать по телевизору и радио, промоутеры раздавали приглашения даже на Невском проспекте. Вы действительно хотели, чтобы пришли «ребята с улицы?»
— Все они так или иначе связаны с музыкой, учатся в музыкальных школах, собираются поступать в театральный. Для меня были важны хорошие вокальные данные. Когда я говорил: «Мы их научим петь в процессе репетиций», — я имел в виду, что этот мюзикл станет для молодых артистов отличной школой.
Я хотел, чтобы это была история первой любви. Это не рассказ о вражде между семьями, но трагедия современной семьи. В будущем проблемы непонимания будут больше, чем сейчас. Сейчас я часто вижу, что муж и жена в ресторане друг с другом не разговаривают — не поднимают головы от гаджетов. Но в жизни юных людей есть проблемы, когда им нужна поддержка взрослых, а родители всегда заняты, им некогда поднять головы от компьютеров и обратить внимание на потребность своих детей в сочувствии и близости.
Мы стремительно движемся в виртуальный мир, который лишен возможности живого общения.
— Новые технологии сделали искусство частью шоу-индустрии. Теперь человек воспринимает не только кино, но и театр как нечто многобюджетное и захватывающее.
— Сто лет назад в голливудских студиях вешали картины, чтобы создать иллюзию глубины. И гораздо раньше, в эпоху Возрождения, художники думали, как нарисовать так, чтобы было почти неотличимо от реальности. И изобрели перспективу. 3D — это тоже перспектива. Мы можем совершить прорыв к зрителю. Я всегда использовал видеопроекции в своих спектаклях. Мы долго работали над этой технологией. Многие деятели искусства поняли, как это интересно — к нам за консультацией приезжают китайцы, японцы и так далее. Это дает большие возможности режиссеру: можно, например, за секунду изменять декорации... В Москве ко мне пришел один знаменитый композитор и сказал: «После этого я не хочу возвращаться в традиционный театр, это прорыв в XXI век».
— Януш, с вашей известностью, талантом и амбициями вы могли ставить спектакли по всему миру. Почему остались работать в России?
— Мне в России очень хорошо. Я работал в Германии, но там мешают работать всесильные профсоюзы. И в Америке из-за профсоюзов невозможно работать. В Европе и в Штатах в театрах воцарился коммунизм — с режиссером могут спорить рабочие сцены. У них самый сильный профсоюз, если рабочим что-то не нравится, тебе не дадут нормально работать. Здесь в театре главный — режиссер, а там — продюсер. В голливудском кино режиссер даже не влияет на монтаж, все решает продюсер. Здесь совсем другая традиция.
У нас в Польше тоже с пиететом относятся к режиссерам, но нет сцен, подходящих для таких масштабных постановок. Нужна глубина, как в ДК им. Ленсовета. В Европе подобные сцены только в больших оперных театрах, но туда нас не пустят.
— По вашему мнению, уровень российских мюзиклов действительно достиг европейского?
— Особенно высокий уровень российских артистов, они могут спеть любой мюзикл. Я видел «Чикаго», который сделал Филипп Киркоров. Очень боялся идти, было некоторое предубеждение: что мог натворить поп-артист с шедевром Джона Кандера... В итоге весь вечер просидел не шелохнувшись — супер сделано! У постановки Киркорова, честное слово, абсолютно мировой уровень. В «Чикаго» все держится на актерском и вокальном мастерстве, хореографии, почти без декораций. Скоро почти все знаменитые мюзиклы будут идти в России — сейчас в Москве уже можно увидеть «Призрак оперы». Это прорыв, я считаю.
— Наверняка вы уже обдумываете следующий проект.
— Будем продолжать работать с продюсерской компанией Let it show. Это команда людей, с которыми мы легко нашли общий язык. Я просто член коллектива. Мы сделали успешный проект: мюзикл «Пола Негри» с аншлагом был показан в Москве, скоро поедем на гастроли в Германию. Надеемся повторить успех — скоро начнется работа над семейным 3D-мюзиклом «Питер Пэн».
— Музыку снова написал Януш Стоклоса? Я уверена, вас заваливают предложениями другие композиторы.
— Да, Януш Стоклоса со мной работает около тридцати лет. С ним я уверен в успехе — у Януша отличное образование, он может написать музыку в любом жанре. Но если будет интересное предложение от кого-нибудь другого, я не откажусь. Пока меня ничто из предложенного, как говорится, не зацепило. А мне очень много всего разножанрового предлагают. Но сейчас я постоянно занят, нет времени на встречи и обсуждения. Правда, у Максима Леонидова интересная музыка, но все зависит от многих факторов: денег, места и так далее. Все время что-то обсуждаем. А вообще я бы с удовольствием поработал с Риккардо Коччанте, автором мюзикла «Нотр-Дам де Пари»..
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5344) от 20.11.2014.
Комментарии