Персонажи Дюма поют и танцуют

В Театре музыкальной комедии появился мюзикл «Граф Монте-Кристо» Фрэнка Уайлдхорна, премьера прошла в постановке Керо.

Персонажи Дюма поют и танцуют | ФОТО Марии Ковалевой предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

ФОТО Марии Ковалевой предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

Удивительно, что за этот литературный шедевр Александра Дюма не брались оперные композиторы. Что может быть заманчивее сюжета, предлагаемого этим романом, где есть море, тайна, враги, измена, месть, любовь. Могло получиться ничуть не хуже «Корсара» Верди или «Роберта-дьявола» Мейербера. Но час «Монте-Кристо» пробил в ХХ веке - сначала сделали фильмы, а затем и мюзикл. В московском Театре оперетты несколько лет назад он был поставлен на музыку Романа Игнатьева и либретто Юлия Кима и до сих пор пользуется успехом.

Композитор Фрэнк Уайлдхорн написал «Граф Монте-Кристо» в 2009 году, спустя двадцать лет после своего первого мюзикла - «Джекилла и Хайда», поставленного в нашем Театре музкомедии в 2014 году и с тех пор приносящего неплохие сборы. Насколько рокерским, с тяжелым «металлическим» замесом был брутальный «Джекилл», настолько гламурным, с оперным уклоном получился «Монте-Кристо», в котором одним из загадочных лейтмотивов-миражей во второй части оказалась мелодия, почти процитировавшая вьющуюся, мерцающую тему из «Кавалера роз» Рихарда Штрауса.

Перед публикой открылись картины широких пространств и предсвадебного веселья марсельских моряков, и церковные латинские напевы, связанные с образом аббата Фариа, и римский карнавал, и блеск парижского высшего света. А мюзиклу с его тенденцией к выработке стандартной лексики, подчас граничащей с ничего не выражающей мелодической «жвачкой», разнообразие жанров идет только на пользу.

Уайлдхорн, гордо признающийся в том, что его «семья из Минска и Одессы», в музыке не скрывает своей привязанности к распевному славянскому мелосу. Об этом он рассказывал на своем первом в России авторском вечере, состоявшемся в прошлом сезоне в ДК Ленсовета. За маской ариозо Альбера Мондего - сына бывшего друга Дантеса вдруг проглянули очертания протяжной хороводной. Позаботился Уайлдхорн и о массовом хите, которым стала песня контрабандистов «Море, море» с мощными притопами и прихлопами, а также с зажигательным рэпом их предводительницы Луизы Вампа. Этот номер стал, пожалуй, главной шоу-кульминацией, не уступив даже развернутой картине римского карнавала. Кабаретно прозвучало танго трех злодеев-заговорщиков, хотя в нем очень не хватило танцевальной остроты. Использовал Уайлдхорн и латинские тексты григорианских напевов, задавших тему небесного провидения. Словом, было где разойтись дирижеру Алексею Нефедову.

Режиссер Миклош Габор Кереньи (Керо) хорошо знаком петербургскому зрителю. В Театре музыкальной комедии видели его «Летучую мышь», не так давно - «Страну улыбок» Легара. Здесь он впервые в своей карьере поставил и «Джекилла и Хайда». При всех знакомых чертах стиля его режиссуры в «Монте-Кристо» он больше обычного показал себя как режиссер оперный, вписав немало оперной фактуры в стилистику мюзиклового шоу.

Либреттист Джек Мёрфи написал свою версию знаменитого сюжета, для которой сочинил ряд положений, не фигурирующих в романе, но чрезвычайно удобных для исправной работы маховика мюзикла. Так в «Монте-Кристо» возникла та самая Луиза Вампа, ставшая подругой Эдмону, который мгновенно поразил ее в самое сердце и знанием морского дела, и неслыханной для ее пиратского окружения эрудицией. Новым персонажем стал и сын Эдмона Дантеса, которого он успел оставить Мерседес. В стремительно развивавшуюся экспозицию мюзикла режиссер успел вписать максимум «завязок», не церемонясь, включив в блиц-режиме и постельную сценку.

Завсегдатай мюзиклов получит здесь возможность встретиться с хорошо знакомыми артистами. Андрею Матвееву досталась роль аббата Фариа. Наталья Диевская, прогремевшая несколько лет назад своим роскошным голосом мюзикловой примадонны, в «Монте-Кристо» лихо сыграла Луизу Вампа. В партии Мерседес выступили Вера Свешникова, больше запомнившаяся в юной ипостаси героини, и Елена Газаева, сконцентрировавшаяся на Мерседес спустя десятилетия. Роль друга-предателя Фернана Мондего с разной степенью достоверности перевоплощения спели и сыграли Федор Осипов и Олег Красовицкий. Чувствовался некоторый просчет режиссера, который и однозначного подлеца из Фернана толком не сделал, и деградацию скользкого лицемера тоже не сумел передать в должной мере. Однако Федору Осипову все же удалось показать разложение личности, вставшей на путь лжи, он был убедительнее, чем его коллега Олег Красовицкий, который оказался слишком ироничен. В результате даже пистолет у него сломался в финале в самый неподходящий момент, вызвав смех не только в зале, но и у самого актера.

Главный герой на премьерных показах наиболее впечатляюще получился у Кирилла Гордеева. Он очень точно показал отрешенность героя и процесс изменения личности. У его коллеги Ростислава Колпакова в интонационной палитре было многовато лирики, хотя, возможно, таким было видение роли. Режиссер очень эффектно решил сцену появления Монте-Кристо на приеме для парижской знати: он выплыл на носу корабля, словно клинком взрезав занавес на арьерсцене. Нет сомнений, что через несколько спектаклей эта роль «на вырост» станет самой любимой для актеров, а также их многочисленных поклонников.

#мюзикл #«Граф Монте-Кристо» #премьера

Комментарии