Персонаж из квеста

Режиссер Яна Тумина известна как большая выдумщица. Каждый ее спектакль, будь то театрально-инженерные опыты с театром АХЕ или философско-чудесные размышления о творчестве Тонино Гуэрры в постановке «Солнечная пыль» Большого театра кукол, это всегда попытка показать зрителям другую реальность, не всегда совершенную, часто грустную, но непременно волшебную. Ее новый спектакль в театре «Приют Комедианта» называется «Тысяча и одна...» и будет показан 24 декабря. Яна ТУМИНА рассказала нашему корреспонденту, какой намек и какой урок для современников она обнаружила в восточных сказках

Персонаж из квеста | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра


– Яна, почему вы назвали эту сказочную историю модным словом «квест»?

– Мы искали разные формы актуализации материала, размышляли, каким образом сегодня возможно попасть в эту архаичную историю под названием «Тысяча и одна ночь»? Нам было интересно, как соприкасаются сегодняшние люди с арабскими сказками. Квест – современная игровая форма коммуникации, которая создается по различным сценариям, и достаточно часто в основу этих сценариев берутся литературные сюжеты. Наши герои через законы этой формы попадают в различные ситуации восточных сказок.


– Это спектакль о любви?

– Основная тема, безусловно, связана с природой любви, но далее нужно отвечать уже подробнее – там много тем и смысловых звучаний. Наша творческая медитация началась с образа Шехерезады. С размышления о силе женственности. Вчитались в первоисточник, и стало понятно, что Шехерезада не просто красавица с пышными бедрами, но женщина прежде всего необыкновенно образованная.

Наш персонаж из квеста – это женщина, тоже выросшая среди книг и тоже весьма образованная, но совершенно потерявшая себя как женщина... Благодаря квесту она пытается обнаружить себя, обнаружить внутри себя эту несформированную женскую природу.


– Четыре персонажа – «ярко выраженные типажи» современного общества. Если не секрет, кто же это?

– Зрители их сразу узнают, так что всех называть не буду. Например, у нас есть «чистый сердцем» человек – типаж, свойственный не только русской литературе, но русской культуре в целом. Он прожил свою жизнь и остался при этом чистым сердцем. У нас его зовут Федор Иванович, пенсионер.


– Судя по всему, это будет страшная сказка, если на афишах стоит 16+?

– «Тысяча и одна ночь» – это сказки для взрослых. Как только мы хотим, чтобы наши дети прочитали эти сказки, мы берем переложения. В нашем спектакле звучит тема смерти – именно это одна из самых мощных линий восточных сказок.


– Для детей вы поставили замечательный спектакль «Театр изнутри» в БДТ. Вы хотели передать маленьким зрителям какое-то особенное, схожее с вашим, понимание искусства?

– «Театр изнутри» – это мое признание в любви к театру. С детьми работать всегда трудно. Но здесь они участники, а не зрители, поэтому не приходится думать о том, чтобы они не заскучали, сидя в зрительном зале. Спектакль живой, всегда разный, потому что нельзя предугадать поведение детей. Моя задача была – создать жесткую, устойчивую структуру, в которую сами дети привносят элемент абсолютной непредсказуемости. Конечно, спектакль выверен до минуты – мы играем по три спектакля в день и понимаем, что нужны четкость и слаженность.

Дети взрослеют, когда понимают причинно-следственные связи. «Театр изнутри» направлен на воспитание осознанного понимания чуда. Tы понимаешь, что у чуда есть закон, тогда сам можешь стать волшебником.


– На сцене вы создаете чудесный мир, отличный от того, что мы наблюдаем за стенами театра. Вы намеренно не хотите впускать в свое искусство реальность?

– Смотря что считать реальностью... Театр – это территория искренности. То, что волнует по-настоящему, то реально. А то, что форма такая магическая, так это просто отражения вкуса и видения. Зачем в искусство привносить неизмененную реальность? Сцена – это уже ИНОЕ пространство, отличное от жизни. Поэтому преломление любого материала необходимо.


– Вас привлекают прежде всего не драматические формы театрального искусства?

– Да, мне интересны кукольный театр, новый цирк – инженерный, кинематический, оптический, если при этом там еще каким-то образом можно оставить место для сопереживания, эмоционального включения зрителя.


– Вы до сих пор работаете в Инженерном театре АХЕ?

– Я была там и режиссером, и актрисой больше двенадцати лет. Мои творческие задачи изменились, биография изменилась. Если так можно сказать, случилась «завершенность».


– Расскажите про ваш русско-монгольский курс в Театральной академии. Как получилось, что вас назначили ответственной за дружбу между народами?

– Это федеральная программа. Мой муж актер, бурят по национальности, закончил нашу академию, и мы работаем в тандеме. Вот и решили: кому как не нам набирать такой курс. Это был эксперимент, и очень экстремальный: десять человек монголов, десять русских, одна кореянка. В общем, часть курса вообще не говорили по-русски. Первые два года усилиями всех педагогов мы искали точки соприкосновения в культуре, в мировоззрении, и в результате родились интересные, необычные спектакли. Очень интересный педагогический опыт. Драгоценные человеческие отношения со многими учениками.


– Вы стали преподавать, потому что почувствовали потребность делиться опытом и знаниями?

– Мне чужд гуманистический пафос, вроде того что надо воспитывать в молодых людях истинные ценности и тому подобное. Просто я сама люблю учиться и постоянно испытываю в этом потребность. И я учусь у своих студентов – получается взаимный обмен знаниями. Я получаю огромное количество энергии как режиссер, как человек, и мне есть что отдать. Я учусь у них восприятию современности и в свою очередь сама пытаюсь научить понимать и создавать искусство.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5367) от 23.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?