Персонаж из квеста

Режиссер Яна Тумина известна как большая выдумщица. Каждый ее спектакль, будь то театрально-инженерные опыты с театром АХЕ или философско-чудесные размышления о творчестве Тонино Гуэрры в постановке «Солнечная пыль» Большого театра кукол, это всегда попытка показать зрителям другую реальность, не всегда совершенную, часто грустную, но непременно волшебную. Ее новый спектакль в театре «Приют Комедианта» называется «Тысяча и одна...» и будет показан 24 декабря. Яна ТУМИНА рассказала нашему корреспонденту, какой намек и какой урок для современников она обнаружила в восточных сказках

Персонаж из квеста | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра


– Яна, почему вы назвали эту сказочную историю модным словом «квест»?

– Мы искали разные формы актуализации материала, размышляли, каким образом сегодня возможно попасть в эту архаичную историю под названием «Тысяча и одна ночь»? Нам было интересно, как соприкасаются сегодняшние люди с арабскими сказками. Квест – современная игровая форма коммуникации, которая создается по различным сценариям, и достаточно часто в основу этих сценариев берутся литературные сюжеты. Наши герои через законы этой формы попадают в различные ситуации восточных сказок.


– Это спектакль о любви?

– Основная тема, безусловно, связана с природой любви, но далее нужно отвечать уже подробнее – там много тем и смысловых звучаний. Наша творческая медитация началась с образа Шехерезады. С размышления о силе женственности. Вчитались в первоисточник, и стало понятно, что Шехерезада не просто красавица с пышными бедрами, но женщина прежде всего необыкновенно образованная.

Наш персонаж из квеста – это женщина, тоже выросшая среди книг и тоже весьма образованная, но совершенно потерявшая себя как женщина... Благодаря квесту она пытается обнаружить себя, обнаружить внутри себя эту несформированную женскую природу.


– Четыре персонажа – «ярко выраженные типажи» современного общества. Если не секрет, кто же это?

– Зрители их сразу узнают, так что всех называть не буду. Например, у нас есть «чистый сердцем» человек – типаж, свойственный не только русской литературе, но русской культуре в целом. Он прожил свою жизнь и остался при этом чистым сердцем. У нас его зовут Федор Иванович, пенсионер.


– Судя по всему, это будет страшная сказка, если на афишах стоит 16+?

– «Тысяча и одна ночь» – это сказки для взрослых. Как только мы хотим, чтобы наши дети прочитали эти сказки, мы берем переложения. В нашем спектакле звучит тема смерти – именно это одна из самых мощных линий восточных сказок.


– Для детей вы поставили замечательный спектакль «Театр изнутри» в БДТ. Вы хотели передать маленьким зрителям какое-то особенное, схожее с вашим, понимание искусства?

– «Театр изнутри» – это мое признание в любви к театру. С детьми работать всегда трудно. Но здесь они участники, а не зрители, поэтому не приходится думать о том, чтобы они не заскучали, сидя в зрительном зале. Спектакль живой, всегда разный, потому что нельзя предугадать поведение детей. Моя задача была – создать жесткую, устойчивую структуру, в которую сами дети привносят элемент абсолютной непредсказуемости. Конечно, спектакль выверен до минуты – мы играем по три спектакля в день и понимаем, что нужны четкость и слаженность.

Дети взрослеют, когда понимают причинно-следственные связи. «Театр изнутри» направлен на воспитание осознанного понимания чуда. Tы понимаешь, что у чуда есть закон, тогда сам можешь стать волшебником.


– На сцене вы создаете чудесный мир, отличный от того, что мы наблюдаем за стенами театра. Вы намеренно не хотите впускать в свое искусство реальность?

– Смотря что считать реальностью... Театр – это территория искренности. То, что волнует по-настоящему, то реально. А то, что форма такая магическая, так это просто отражения вкуса и видения. Зачем в искусство привносить неизмененную реальность? Сцена – это уже ИНОЕ пространство, отличное от жизни. Поэтому преломление любого материала необходимо.


– Вас привлекают прежде всего не драматические формы театрального искусства?

– Да, мне интересны кукольный театр, новый цирк – инженерный, кинематический, оптический, если при этом там еще каким-то образом можно оставить место для сопереживания, эмоционального включения зрителя.


– Вы до сих пор работаете в Инженерном театре АХЕ?

– Я была там и режиссером, и актрисой больше двенадцати лет. Мои творческие задачи изменились, биография изменилась. Если так можно сказать, случилась «завершенность».


– Расскажите про ваш русско-монгольский курс в Театральной академии. Как получилось, что вас назначили ответственной за дружбу между народами?

– Это федеральная программа. Мой муж актер, бурят по национальности, закончил нашу академию, и мы работаем в тандеме. Вот и решили: кому как не нам набирать такой курс. Это был эксперимент, и очень экстремальный: десять человек монголов, десять русских, одна кореянка. В общем, часть курса вообще не говорили по-русски. Первые два года усилиями всех педагогов мы искали точки соприкосновения в культуре, в мировоззрении, и в результате родились интересные, необычные спектакли. Очень интересный педагогический опыт. Драгоценные человеческие отношения со многими учениками.


– Вы стали преподавать, потому что почувствовали потребность делиться опытом и знаниями?

– Мне чужд гуманистический пафос, вроде того что надо воспитывать в молодых людях истинные ценности и тому подобное. Просто я сама люблю учиться и постоянно испытываю в этом потребность. И я учусь у своих студентов – получается взаимный обмен знаниями. Я получаю огромное количество энергии как режиссер, как человек, и мне есть что отдать. Я учусь у них восприятию современности и в свою очередь сама пытаюсь научить понимать и создавать искусство.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5367) от 23.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...