Перемещение или бег на месте

В арт-центре «Пушкинская, 10» открылась выставка «Перемещение». Это первый большой публичный отчет о трех годах работы Санкт-Петербургской арт-резиденции (СПАР), расположенной в знаменитом доме. Общественное значение события несомненно, художественный результат оказался намного скромнее.

Перемещение или бег на месте | ФОТО предоставлено организатрами выставки

ФОТО предоставлено организатрами выставки

Резиденции для художников появились еще в XIX веке, тогда их называли «колониями». Бум резиденций начался тридцать лет назад, сейчас их количество по миру приближается к одной тысяче. Смысл резиденции состоит в том, чтобы художник, отобранный по конкурсу и нашедший средства на поездку, «сменил картинку», погрузился в новую среду обитания, перевел этот опыт на холст, бумагу, на видео. А хозяева посмотрели на себя со стороны, возможно, совершенно неожиданной.

В России резиденций совсем немного, «пушкинская» открылась в 2012 году. В ней примерно по три месяца гостили художники из многих стран. Для выставки «Перемещение» были отобраны 25 авторов со всех континентов. Конечно, хорошо, что они убедились воочию: по Невскому проспекту не бродят медведи. Пообщались с русскими коллегами и между собой в ходе подготовки выставки.

Но в итоге получилось банальное высказывание. Открыточные виды петербургской архитектуры, изображенной австралийкой Эми Александер, лаковые миниатюры британца Сэма Дугласа с видами Кронштадта. Специально размытые ночные снимки аргентинки Каролины Фурк. «Петербург во сне», – утверждает автор.

Для датчанки Кирстен Сков Хансен собранные ею назойливые бумажки с незаконной рекламой интимных услуг остались такими же разноцветными фантиками, как китчевые поздравительные открытки из газетного киоска.

Три больших портрета «Случайных прохожих» австралийца Кристиана Халфорда – вполне профессиональное упражнение в фигуративной живописи, но ничего нового про обитателей ближайших окрестностей Московского вокзала мы не узнали.

Два художника попробовали высказаться на темы Достоевского. Канадка Теменуга Трифонова сфотографировала кукол – Барби и Кена на фоне мрачного городского пейзажа. Художница пытается показать, что между мыслями и чувствами русского писателя и виниловыми страстями эпохи ширпотреба лежит эстетическая пропасть. Кто бы сомневался.

Поклонница писателя француженка Агате Симон купила на блошином рынке на Удельной старый топор, вручила его местному любителю Достоевского – «бродяге Игорю» и отправила его гулять по местам «Преступления и наказания». Поход снят на фото и видео, топор и фразы потенциального Раскольникова, изложенные крупными печатными буквами на листках бумаги, прилагаются. Придумано эффектное название – «Преступление & преступление», но все вместе не более чем рабочие материалы к чему-то нереализованному.

Арт-резиденция – это поездка художника за личным опытом. Но тот случай, когда отчетная выставка совершенно необязательна. В данном случае лучше было воздержаться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (5511) от 30.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?