Перемещение или бег на месте

В арт-центре «Пушкинская, 10» открылась выставка «Перемещение». Это первый большой публичный отчет о трех годах работы Санкт-Петербургской арт-резиденции (СПАР), расположенной в знаменитом доме. Общественное значение события несомненно, художественный результат оказался намного скромнее.

Перемещение или бег на месте | ФОТО предоставлено организатрами выставки

ФОТО предоставлено организатрами выставки

Резиденции для художников появились еще в XIX веке, тогда их называли «колониями». Бум резиденций начался тридцать лет назад, сейчас их количество по миру приближается к одной тысяче. Смысл резиденции состоит в том, чтобы художник, отобранный по конкурсу и нашедший средства на поездку, «сменил картинку», погрузился в новую среду обитания, перевел этот опыт на холст, бумагу, на видео. А хозяева посмотрели на себя со стороны, возможно, совершенно неожиданной.

В России резиденций совсем немного, «пушкинская» открылась в 2012 году. В ней примерно по три месяца гостили художники из многих стран. Для выставки «Перемещение» были отобраны 25 авторов со всех континентов. Конечно, хорошо, что они убедились воочию: по Невскому проспекту не бродят медведи. Пообщались с русскими коллегами и между собой в ходе подготовки выставки.

Но в итоге получилось банальное высказывание. Открыточные виды петербургской архитектуры, изображенной австралийкой Эми Александер, лаковые миниатюры британца Сэма Дугласа с видами Кронштадта. Специально размытые ночные снимки аргентинки Каролины Фурк. «Петербург во сне», – утверждает автор.

Для датчанки Кирстен Сков Хансен собранные ею назойливые бумажки с незаконной рекламой интимных услуг остались такими же разноцветными фантиками, как китчевые поздравительные открытки из газетного киоска.

Три больших портрета «Случайных прохожих» австралийца Кристиана Халфорда – вполне профессиональное упражнение в фигуративной живописи, но ничего нового про обитателей ближайших окрестностей Московского вокзала мы не узнали.

Два художника попробовали высказаться на темы Достоевского. Канадка Теменуга Трифонова сфотографировала кукол – Барби и Кена на фоне мрачного городского пейзажа. Художница пытается показать, что между мыслями и чувствами русского писателя и виниловыми страстями эпохи ширпотреба лежит эстетическая пропасть. Кто бы сомневался.

Поклонница писателя француженка Агате Симон купила на блошином рынке на Удельной старый топор, вручила его местному любителю Достоевского – «бродяге Игорю» и отправила его гулять по местам «Преступления и наказания». Поход снят на фото и видео, топор и фразы потенциального Раскольникова, изложенные крупными печатными буквами на листках бумаги, прилагаются. Придумано эффектное название – «Преступление & преступление», но все вместе не более чем рабочие материалы к чему-то нереализованному.

Арт-резиденция – это поездка художника за личным опытом. Но тот случай, когда отчетная выставка совершенно необязательна. В данном случае лучше было воздержаться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (5511) от 30.07.2015.


Комментарии