Пение как исцеление

В Шереметевском дворце состоялся двухдневный фестиваль «Музыки мира», ознакомивший зрителей с традиционным искусством регионов Сибири и Русского Севера - Бурятии, Тывы, Алтая, Карелии. Фестиваль собрал на сцене под непредсказуемым петербургским небом людей, благодаря которым музыка малых народов стала частью современной культуры большой страны.

Пение как исцеление  | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Зрители могли смотреть концерт во дворе, посетить экскурсию по музейным залам и пообщаться с артистами. Главными звездами были приехавшие издалека бурятская певица Намгар Лхасаранова, всемирно известная исполнительница горлового пения, и Болот Байрышев - сибирский кайчи-сказитель, который не только открыл для зарубежной публики уникальный жанр алтайского горлового пения - кая, но и сотрудничал со знаменитыми джазменами из Европы и Америки. Эти артисты смотрят в глубь веков, но видят отражение современности.

Хрупкая бурятка Намгар Лхасаранова обладает голосом, от которого захватывает дыхание. Порой казалось, что звуки исходят из земли, порой - что льются с неба. Она стояла перед зрителями и пела протяжные степные песни, которые с древности исполняют кочевники Южной Сибири, Бурятии и Монголии. В мелодиях слышались грусть и любовь, но не всякая любовь - только та, которая не стремится удержать, а крепнет в разлуке.

Хотелось внимательно рассматривать изумрудное платье Намгар и ее причудливый головной убор, на которых каждый вышитый узор что-то обозначает. И казалось, приехала она не случайно, а чтобы поведать нечто о жизни важное: как достичь согласия с природой, как услышать пение души, сотворить чудо и поверить, что смерти нет, а земная жизнь - песня, которая передается из поколения в поколение.

«Старейшины не всегда одобряют, когда артист публично демонстрирует древние обычаи, надевает ритуальный костюм, ударяет в бубен и танцует на сцене, как шаман вокруг священного костра. Но у искусства свои законы. Недавно я понял, что я не просто артист, но выполняю особую миссию - нести в мир традиции моих земляков, моих предков», - говорил Болот Байрышев, заслуженный артист России и Республики Алтай. Он представляет другую традицию горлового пения и называет себя кайчи, то есть сказитель. Исполнитель и слушатели входят в транс, и происходит полное погружение в музыку. Так происходит исцеление душевных и телесных недугов. И этот артист, казалось, приехал на невские берега, чтобы поведать нам о жизни нечто важное, научить нас принимать чудеса как данность. Он пел, играя на двухструнном топшууре, изготовленном из священного дерева кедра, о красотах Алтая, странствиях по тундре и духах, населяющих озера и растения, камни и деревья. Исполнял посвящение Золотому озеру и поведал, что семь тысяч озер есть на Горном Алтае... Байрышев освоил горловое пение поздно - в двадцать пять лет, никто его не учил, этому не учатся - надо слушать и самому петь, пытаясь найти нужный звук. Костюм сказителя я тоже внимательно рассмотрела. Рукава подобны крыльям, украшены тремя полосками материи: белой, синей и желтой - чистота, небо и луч солнца.

Еще один пропагандист горлового пения - народный артист Республики Тыва Альберт Кувезин, нынче возглавляет группу «Ят-Ха», созданную в Москве еще в начале 1990-х. Сам певец утверждает, что играет рок-н-ролл, но помимо электрогитар использует национальные инструменты. В мелодиях коллектива отчетливо слышны роковые ритмы, Кувезин переходит с горлового пения на рок-вокал, в общем, все это звучит достаточно необычно. В Европе группу «Ят-Ха» давно оценили и привечают разного рода наградами. Сейчас направление этнорок одно из самых популярных, соединять времена и культуры стало модным.

Коллектив Yarga sound system из Петрозаводска привез с собой так называемую лодку струн. На долбленый рыбачий ботник натянуты струны и электронные звукосниматели. Игра на лодке струн напоминала попытку приспособить к нуждам искусства уже негодную в хозяйстве вещь. Что-то похожее в свое время делали художники Тимур Новиков и Иван Сотников, соорудившие из утюга инструмент утюгон для оркестра «Поп-механика». Наш земляк Максим Анухин продемонстрировал, как звучат специально изготовленные электрогусли. На них он виртуозно исполняет фольклор разных стран и академическую классику.

Также среди местных ансамблей на фестивале выступили хорошо знакомая меломанам группа «Тролль гнет ель», представившая во дворе Шереметевского дворца свой седьмой альбом «Карельский напев», вдохновленный северной природой Карелии, и семейный фольклорный ансамбль «Белорыбица», в котором «отцы и дети» неразлучно связаны любовью к народным традициям своей родины.

Когда удмуртские «Бурановские бабушки» взяли «серебро» на конкурсе «Евровидение», даже шоу-бизнес начал присматриваться к наследию малых народов. Но это до сих пор не та музыка, которую можно услышать, включив кнопку телевизора. Радует, что сегодня по всей России проходит много этнических фестивалей. В Петербурге подобного фестиваля не было. А ведь именно здесь, в городе, где проживают представители разных народностей, он так нужен. Организаторы обещали, что фестиваль «Музыки мира» станет ежегодным. Губернатор Петербурга идею поддержал и на открытии уверил, что будет всячески содействовать продолжению.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (5779) от 02.09.2016.


Комментарии