Педагог Елена Соколова рассказала о своих подопечных — коллективе барабанщиц Морской технической академии имени адмирала Д. Н. Сенявина
Без девушек-барабанщиц сегодня, пожалуй, не обходится ни один праздник. Грация, изящество, безукоризненно отточенные движения вызывают неизменное восхищение зрителей.
ФОТО АВТОРА
— Елена Вячеславовна, что это за жанр такой — барабанщицы? Есть ли у него исторические корни?
— Есть, и очень давние. Самое раннее упоминание барабанщиц восходит к тексту, датируемому временем правления фараона Хеопса в XXVII в. до н. э., где говорится о рабыне по имени Мария, сопровождавшей свое пение игрой на барабане. Потом, как утверждают историки, эту идею вспомнил император Наполеон, который для поднятия боевого духа солдат придумал переодеть девушек, сопровождающих войско, в гусарские мундиры, выдать им барабаны и маршировать рядом. По другой версии, эти девушки изначально были помощницами тамбурмажора — руководителя оркестра на параде. В переводе с французского tambour — барабан, а major — главный. Отсюда возникло их название — мажоретки.
Сегодня этот жанр можно характеризовать как спортивно-художественное направление, главной особенностью которого является грациозность и активность. Мажоретки не только играют на барабанах, но и исполняют различные танцевальные движения под музыку и даже жонглируют палочками.
— А как вы стали этим заниматься? С детства играли на барабане?
— Да нет, что вы… По специальности я — режиссер массовых праздников. Работала заведующей студенческим клубом Корабелки. Однажды к нам на праздник пришли девушки-барабанщицы с Охты. Мне они понравились, я загорелась, решила сделать такой же коллектив. Развесила по всему вузу объявления: «Ищем девушек харизматичных, желающих показать себя в жанре барабанного шоу». Претенденток оказалось много.
Когда коллектив сформировался, случайно услышала разговор преподавателя по хореографии, найденного мною, с девчонками: «Да зачем вам это надо? Займитесь лучше чем‑нибудь другим…». Такое отношение задело. Тогда и решила взять все в свои руки. В итоге получился микс: какие‑то движения были из уже известных наборов, но большую часть всех этих ходов-переходов придумала я сама.
— А как вы обеспечили барабанную подготовку?
— Пришлось сначала учиться самой. Нашла преподавателя, стала брать уроки. Не буду скрывать — это сложно. Прежде всего необходимы музыкальный слух и чувство ритма. Хотя то и другое развивается. Нужны тренированные руки, чувствительные пальцы. Когда я более-менее эту науку освоила, стала сама учить девчонок.
Для тренировки используется специальный тренажер — пэд. Это такой кружок, обтянутый резиной. По нему можно стучать палочками так же, как по барабану, но звука почти не слышно. Если серьезно заниматься три раза в неделю, то уже через месяц можно выйти на сцену. И с этим тянуть не надо — только при публичном выступлении появляется тот шарм, который девочку «с нуля» может сделать артисткой.
— Но нужно же игру на барабане еще и соединить с движением…
— Конечно! Эти навыки отрабатываются дольше всего. Поэтому сначала мы просто учимся ходить под слабый бой. Поскольку музыкальной грамоты никто не знает, объясняю примитивно — на «пам-пам-пам». Потом бой усиливаем. Потом на один шаг идет несколько ударов. Нужно и не запутаться в руках-ногах, и действовать синхронно с остальными, при этом еще играть на барабане и улыбаться.
— Как девочки переносят такой жесткий ритм?
— По-разному. Изначально я беру всех желающих. В течение месяца происходит отбор. Кто‑то не выдерживает нагрузок, кто‑то просто теряет интерес. От последнего набора из сорока человек остались восемь. Но те, кто остается, потом втягиваются, входят во вкус и даже сами что‑то предлагают. А дальше уже не остановиться. Любой девушке приятно чувствовать себя красивой, притягивающей взоры сотен людей и вызывающей восхищение. Из Корабелки я уже давно ушла, и те мои первые барабанщицы закончили вуз, но некоторые из них до сих пор продолжают у меня играть. А среди новых — студенты не только из академии, где я сейчас работаю, но и из других учебных заведений. Коллективу — 17 лет. 16 человек, два состава — один основной, другой — молодняк, на замену.
— То есть вы нарасхват?
— Да, в предложениях недостатка нет. Праздники, фестивали, разные торжественные мероприятия. Бывали мы и за границей. Несколько месяцев, например, провели в Китае. Успех, признаюсь, был просто сумасшедший.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (7703) от 12.07.2024 под заголовком «Мажоретки, ваш выход!».
Комментарии