Париж – Лианозово и обратно

В Петербург на открытие своей персональной выставки «Мне подарили Париж» приезжал Оскар Рабин. В банальном на первый взгляд названии выставки спрятана жизненная философия 87-летнего художника.

Париж – Лианозово и обратно |

Едва начав обучение в Суриковском институте, он был выгнан оттуда по стандартному для 1949 года обвинению в «формализме». Работал грузчиком на железной дороге, жил в бараке на подмосковной станции Лианозово, которая прославилась на весь культурный мир как место, где обитали неофициальные художники и поэты-авангардисты, участники «лианозовской группы».

В 1974 году Рабин стал одним из организаторов знаменитой «бульдозерной» выставки на пустыре на окраине Москвы. Через три года власти выдали художнику загранпаспорт и отправили туристом в Париж. А вскоре лишили советского гражданства.

Сейчас, вспоминая те времена, художник признается, что не понимает, почему с ним так упорно боролись: сверхмощное государство против щуплого человека в очках. Получается, его лишили гражданства за обильное и постоянное использование на холстах черной краски и за изображения мрачных бараков, где долго жил. «Мрачные картины», «барачный стиль» – тогда это были политические обвинения. «Так запретили бы продажу черной краски, если ее использование – это преступление», – иронизирует Рабин.

Впрочем, сейчас с высоты своего возраста и востребованности (развился даже рынок подделок его картин) художник называет «бульдозерную» выставку лишь одним из эпизодов своей биографии, о котором и вспоминает нечасто. Это был гражданский протест, важный для того времени, качество произведений тогда никто не обсуждал.

Поэтому Рабину представляется странным, что прошлой осенью в Москве громко отмечали 40-летие «бульдозерной» выставки, а в Париже в доме российского посла состоялся вечер, посвященный этому «юбилею».

Так становится понятным название нового выставочного проекта, составленного из картин последних лет. Если судьба привела художника в Париж, где он прожил более половины творческой жизни, то грех жаловаться. Другое дело, что его Париж особенный, с мрачноватым лианозовским акцентом, будь то «Покинутый вокзал» (на снимке) или «Происшествие», не говоря уже про «Смерть селедки в зимнем лесу».

Иногда отсылки к московскому периоду жизни почти буквальные, как в «Композиции с черемухой и яичницей». Рабин рассказал на вернисаже, что весной ездит в Булонский лес, чтобы собрать букет черемухи. В отличие от лианозовской она «саженая», но для картины важно настроение.

На литографии 2014 года под названием «Локомотив» изображен несущийся на всех парах прямо на зрителя паровоз серии «1957 Р.О.». Заглянув в любой справочник по паровозам, легко установить, что такой серии локомотивов не было в природе.

Наверняка это инициалы художника, а картина – воспоминание, как в далеком 1957 году он приехал из Лианозова в столицу и показал свои опыты в абстрактной живописи на III выставке молодых художников Москвы и Московской области. И в том же году Рабин участвовал во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, получил диплом за натюрморт и право на работу художником.

Сейчас Рабин говорит, что уже не может стоять у мольберта по 8 – 10 часов, все больше времени уходит на каждое произведение. Но художник надеется, что еще «нарисуется лучшая картина».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (5412) от 06.03.2015.


Комментарии