Париж - и нет ему конца
Жизнь подарила Михаилу Герману, одному из самых известных в стране историков искусства, счастливую возможность сделать Париж своей второй родиной - духовной. Что неудивительно: Франция всегда была для просвещенной России олицетворением не только свободы и простора мысли, но и великого искусства. Не случайно именно искусству Франции - художникам-импрессионистам Оноре Домье, Антуану Ватто, Хаиму Сутину и многим другим - посвящено немало книг Михаила Германа.

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com
Его «поиски Парижа», в сущности, поиски себя. Ведь умение понять, оценить и полюбить чужую красоту, неповторимое своеобразие иной жизни, порой принципиально иного уклада, и остаться при этом собой, - это подлинный дар, драгоценное искусство.
А в сегодняшний Париж, хлопотливый, шумный, не похожий даже на тот, каким он был полвека назад, автор книг будто бы вживается заново. Не в том даже дело, что в нем нет яркой роскоши Нью-Йорка или Лос-Анджелеса (или даже сегодняшней Москвы), что он сейчас слегка запущен и грязноват, а парижанки, особенно юные, чаще всего наряжены в стандартный «унисекс» и уже не поражают изысканными нарядами. Это все равно не суть сегодняшнего Парижа. Вот эту его суть, его душу, открывающуюся в местах и обстоятельствах самых обычных - парижских кафе, например, настоящей «школе бытовой демократии», или в улыбке прохожего, или в типично французском умении проживать каждое мгновение жизни как драгоценную субстанцию, или в отсутствии в людях так, увы, хорошо знакомых нам вещей - барства и подобострастия, - Герман и раскрывает в своих глубоко лиричных книгах.
Вот парижские кафе - квинтэссенция французского духа и стиля жизни. Парижанин здесь словно бы находит себя, свое «я», и это, написано в книге, «одна из величайших тайн Франции, и особенно Парижа».
А вот парижские старушки - одно из самых пленительных впечатлений этого города. Они прекрасны - «женственностью, энергией, вкусом, - написано у автора, - готовностью жить, не сдаваясь, до самого конца».
Конечно, наивно было бы думать, что нынешний Париж - город обеспеченных и удачливых людей, не знающих тягот бытия. Бедность, безработица и несчастье так же не минуют парижан, как москвичей, нью-йоркцев или лондонцев. Но люди здесь умеют говорить об утратах с улыбкой - чтобы не обязывать собеседника к сочувственным словам, они лишены снобизма и мизантропии, которые показывать просто неприлично, они умеют уважать свою работу, какой бы скромной она ни казалась на поверхностный взгляд.
Быть может, их воспитывает сам Париж, с его вековечной историей, божественным ощущением целого и умением облагородить все вокруг себя? А почему бы и нет? Из самого духа Парижа, как рисуется он в этих книгах, словно проглядывает высший смысл искусства: его всечеловеческая суть. Михаил Герман будто собирает Париж вокруг себя - с его музеями, площадями, памятниками. И пропускает сквозь себя, с тонкой остротой и неизбежной грустью - куда россиянину от нее деться - подмечая те подробности парижской жизни, которые, быть может, не воспринимают и сами парижане.
Умейте ценить, любить и понимать другую, непохожую жизнь, словно бы говорит самим духом этих книг Михаил Герман. Тогда глубже и тоньше вы поймете жизнь собственную. Ведь не случайно Ф. М. Достоевский в «Подростке» сказал: «Русский становится наиболее русским тогда, когда он наиболее европеец».
М. Ю. Герман. В поисках Парижа, или Вечное возвращение. М.: КоЛибри, 2015;
М. Ю. Герман. Парижские подробности, или Неуловимый Париж. М.: КоЛибри, 2016.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5845) от 06.12.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии