Папина дочка

Солисты Центра оперного пения Галины Вишневской исполнили оперу «Иоланта» Чайковского в постановке Александра Петрова на сцене Эрмитажного театра. Спектакль был посвящен 90-летию со дня рождения великой русской оперной певицы. Голоса молодых солистов свидетельствовали о продолжении традиций старой школы оперного пения. Ольга РОСТРОПОВИЧ, художественный руководитель Центра оперного пения и фестиваля «Неделя Ростроповича», рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, почему для нее так важно приезжать в Петербург и Кронштадт и можно ли попасть в Музей Шостаковича.

Папина дочка | ФОТО предоставлено пресс-службой Центра оперного пения

ФОТО предоставлено пресс-службой Центра оперного пения

– Несколько лет назад в рамках фестиваля «Неделя Ростроповича» вы привозили в петербургскую Филармонию целый итальянский оркестр под управлением Зубина Меты. Каждый раз такие подвиги не получаются?

– Мы бы очень хотели приезжать в Петербург, но все упирается в финансы. В этот раз мы ограничились своими силами – представили оперу «Иоланта» Чайковского в исполнении солистов и оркестра нашего оперного центра. Для мамы и Петербург, и Кронштадт были особыми городами. И хочешь не хочешь, а надо костьми лечь, но приехать. Иначе, как я всегда говорю, моими ночными кошмарами станет призрак мамы со словами: «Три карты, три карты, три карты! Оля, где мой родной Питер?!».


– Как вас встретили в Кронштадте?

– Солисты центра выступили во Дворце молодежи с единственным концертом. Мы туда отправились, чтобы выполнить долг перед мамой в год ее юбилея. Перед концертом, по традиции, я зашла в часовню иконы Тихвинской Божией Матери, которую мы с мамой помогли восстановить. Мама особенно почитала Иоанна Кронштадтского, потому что ее бабушка была прихожанкой храма, в котором он служил. У меня возникло удивительное ощущение, будто в Кронштадте остановилось время, замерла история. В этом городе хочется говорить вполголоса. Людей с мобильными телефонами там не видишь, хотя они наверняка у всех есть. И дети там другие, как-то иначе одеты. Мне было там очень хорошо, я словно окунулась в свое прошлое, хотя оно у меня прошло в Москве. Но воздухом навеяло.

Я впервые побывала в музыкальной школе, носящей имя Галины Вишневской. Школа замечательная, прекрасный директор. Мне сообщили там волнующую новость, что в Кронштадте есть много ребят, мечтающих поступить на вокальное отделение, есть и преподаватели, которые могут их учить, но, по новому постановлению, после того как музыкальные школы приравняли по статусу к общеобразовательным, в школе имени Вишневской нельзя преподавать вокал. Детям советуют идти учиться на хоровое отделение...


– Где-где, а в школе имени Вишневской сам бог, казалось бы, велел учить вокалу. Сегодня многие преуспевающие зарубежные музыканты с завистью говорят о том, какая система музыкального образования существовала в Советском Союзе.

– Согласна. Мне сложно понять причины реформирования системы, которая исправно работала и прославила нашу страну на весь мир высочайшим качеством музыкального образования. Воспитали таких гигантов, как Гилельс, Ойстрах, Рихтер, Нейгауз, Ростропович...


– Несколько лет назад наша газета писала, что ваши родители хотели подарить городу созданный ими Музей Шостаковича на улице Марата. Сегодня о музее не слышно. Почему?

– Мстислав Леопольдович и Галина Павловна вместе с губернатором Санкт-Петербурга подписали предварительный договор о передаче мемориальной квартиры, в которой Шостакович жил в довоенные годы, в дар городу. Но спустя некоторое время законодательство Санкт-Петербурга изменилось: необходимым условием для принятия мемориальной квартиры в государственную собственность стал обязательный перевод такой недвижимости в нежилой фонд. В случае с Музеем Шостаковича это невозможно, так как квартира находится на пятом этаже жилого дома. Поэтому Музей Шостаковича был и остается в нашей собственности. Тем не менее мы всегда с удовольствием принимаем там гостей – музыкантов и любителей музыки, всех тех, кому дорого имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.


– Какие мероприятия запланированы в год 90-летия со дня рождения Галины Вишневской?

– В июне состоится VI Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Очень важным событием для нас станет I Международный фестиваль имени Галины Вишневской в Сочи в последнюю неделю сентября. Мы планируем привезти две постановки Центра оперного пения – «Иоланту» и «Риголетто», проведем несколько мастер-классов с нашими педагогами Маквалой Касрашвили, Бадри Майсурадзе, Анатолием Лошаком, Еленой Зарембой. Надееюсь, что этот оперный фестиваль станет ежегодным. А в следующем году будем вспоминать папу в год его 90-летия.


– О чем Мстислав Леопольдович и Галина Павловна чаще всего говорили в последние годы жизни?

– Папа всегда верил, что все будет хорошо. Мама была меньшим оптимистом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (5687) от 21.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...