Папина дочка
Солисты Центра оперного пения Галины Вишневской исполнили оперу «Иоланта» Чайковского в постановке Александра Петрова на сцене Эрмитажного театра. Спектакль был посвящен 90-летию со дня рождения великой русской оперной певицы. Голоса молодых солистов свидетельствовали о продолжении традиций старой школы оперного пения. Ольга РОСТРОПОВИЧ, художественный руководитель Центра оперного пения и фестиваля «Неделя Ростроповича», рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, почему для нее так важно приезжать в Петербург и Кронштадт и можно ли попасть в Музей Шостаковича.

ФОТО предоставлено пресс-службой Центра оперного пения
– Несколько лет назад в рамках фестиваля «Неделя Ростроповича» вы привозили в петербургскую Филармонию целый итальянский оркестр под управлением Зубина Меты. Каждый раз такие подвиги не получаются?
– Мы бы очень хотели приезжать в Петербург, но все упирается в финансы. В этот раз мы ограничились своими силами – представили оперу «Иоланта» Чайковского в исполнении солистов и оркестра нашего оперного центра. Для мамы и Петербург, и Кронштадт были особыми городами. И хочешь не хочешь, а надо костьми лечь, но приехать. Иначе, как я всегда говорю, моими ночными кошмарами станет призрак мамы со словами: «Три карты, три карты, три карты! Оля, где мой родной Питер?!».
– Как вас встретили в Кронштадте?
– Солисты центра выступили во Дворце молодежи с единственным концертом. Мы туда отправились, чтобы выполнить долг перед мамой в год ее юбилея. Перед концертом, по традиции, я зашла в часовню иконы Тихвинской Божией Матери, которую мы с мамой помогли восстановить. Мама особенно почитала Иоанна Кронштадтского, потому что ее бабушка была прихожанкой храма, в котором он служил. У меня возникло удивительное ощущение, будто в Кронштадте остановилось время, замерла история. В этом городе хочется говорить вполголоса. Людей с мобильными телефонами там не видишь, хотя они наверняка у всех есть. И дети там другие, как-то иначе одеты. Мне было там очень хорошо, я словно окунулась в свое прошлое, хотя оно у меня прошло в Москве. Но воздухом навеяло.
Я впервые побывала в музыкальной школе, носящей имя Галины Вишневской. Школа замечательная, прекрасный директор. Мне сообщили там волнующую новость, что в Кронштадте есть много ребят, мечтающих поступить на вокальное отделение, есть и преподаватели, которые могут их учить, но, по новому постановлению, после того как музыкальные школы приравняли по статусу к общеобразовательным, в школе имени Вишневской нельзя преподавать вокал. Детям советуют идти учиться на хоровое отделение...
– Где-где, а в школе имени Вишневской сам бог, казалось бы, велел учить вокалу. Сегодня многие преуспевающие зарубежные музыканты с завистью говорят о том, какая система музыкального образования существовала в Советском Союзе.
– Согласна. Мне сложно понять причины реформирования системы, которая исправно работала и прославила нашу страну на весь мир высочайшим качеством музыкального образования. Воспитали таких гигантов, как Гилельс, Ойстрах, Рихтер, Нейгауз, Ростропович...
– Несколько лет назад наша газета писала, что ваши родители хотели подарить городу созданный ими Музей Шостаковича на улице Марата. Сегодня о музее не слышно. Почему?
– Мстислав Леопольдович и Галина Павловна вместе с губернатором Санкт-Петербурга подписали предварительный договор о передаче мемориальной квартиры, в которой Шостакович жил в довоенные годы, в дар городу. Но спустя некоторое время законодательство Санкт-Петербурга изменилось: необходимым условием для принятия мемориальной квартиры в государственную собственность стал обязательный перевод такой недвижимости в нежилой фонд. В случае с Музеем Шостаковича это невозможно, так как квартира находится на пятом этаже жилого дома. Поэтому Музей Шостаковича был и остается в нашей собственности. Тем не менее мы всегда с удовольствием принимаем там гостей – музыкантов и любителей музыки, всех тех, кому дорого имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
– Какие мероприятия запланированы в год 90-летия со дня рождения Галины Вишневской?
– В июне состоится VI Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Очень важным событием для нас станет I Международный фестиваль имени Галины Вишневской в Сочи в последнюю неделю сентября. Мы планируем привезти две постановки Центра оперного пения – «Иоланту» и «Риголетто», проведем несколько мастер-классов с нашими педагогами Маквалой Касрашвили, Бадри Майсурадзе, Анатолием Лошаком, Еленой Зарембой. Надееюсь, что этот оперный фестиваль станет ежегодным. А в следующем году будем вспоминать папу в год его 90-летия.
– О чем Мстислав Леопольдович и Галина Павловна чаще всего говорили в последние годы жизни?
– Папа всегда верил, что все будет хорошо. Мама была меньшим оптимистом.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 070 (5687) от 21.04.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии