Пан Кшиштоф удивляет

Выдающийся польский композитор Кшиштоф Пендерецкий, классик современной музыки, впервые принял участие в фестивале «Дягилев. P. S.» как почетный гость, получивший ежегодный приз - статуэтку «Удиви меня!». Балет «Тристан и Изольда» на музыку Пендерецкого был поставлен Изадорой Вайс для международной труппы молодых солистов Белого театра танца, и они дебютировали с ним на сцене Александринского театра. Кшиштоф ПЕНДЕРЕЦКИЙ рассказал музыковеду Владимиру ДУДИНУ о замысле новой оперы, признался в любви к России и Петербургу и подосадовал на не лучшие времена, переживаемые в Польше.

Пан Кшиштоф удивляет | ФОТО Павла КОМАРОВА/ТАСС

ФОТО Павла КОМАРОВА/ТАСС

- Вы впервые участвуете в фестивале «Дягилев. P. S.» Впервые на вашу музыку поставлен танец. Как получилось, что до сих пор вы не соприкасались с искусством Терпсихоры?

- Никто не заказывал мне балетную музыку. Все знали, что меня интересовали другие жанры, далекие от балетов: оратория, духовная и камерная музыка. Мне же самому казалось, что балет я всегда успею написать. В моей биографии был эпизод, когда я с Юрием Григоровичем обсуждал создание балета по «Мастеру и Маргарите» Булгакова, мы даже написали либретто, но потом как-то не задалось. Мне очень жаль, что я не продолжил работу над музыкой этого балета, что романа с танцем не случилось. Конечно, можно снова вернуться к этому сюжету, хотя творческий запал сегодня уже не тот, что прежде. К тому же я принялся сочинять новую оперу, которая отнимет у меня как минимум года два.

- Что, на ваш взгляд, так захватило в ваших композициях хореографа Изадору Вайс?

- То, что Изадора создает в своем Белом театре, - это не чистый танец, но и не пантомима, что-то между. Она самостоятельно выбрала фрагменты моих сочинений, без моей помощи. Думаю, что ее прежде всего привлекла форма, в которой нет конкретного содержания, достаточно лишь движения, ритма. Литературное же содержание она соединила с движением так, что оно не оставило пустот. Получилась какая-то совершенно новая форма.

- Не поделитесь, какую оперу сочиняете? Несколько лет назад вы рассказывали мне о планах написать «Федру».

- «Федру» я отложил, потому что понял, что у Расина нет хора, а я очень люблю ораториальный жанр. После нее я думал о «Ревизоре» по Гоголю, подготовил текст, но, когда увидел, что в этой пьесе так мало женщин, что на протяжении двух с половиной часов нужно будет слушать только мужские ансамбли, решил отказаться от этой идеи. Так что сейчас я думаю над созданием оперы по «Аустерии» Стрыйковского. Фантастическая тема для оперы - большая драма, которая меня интересует. Действие происходит на востоке Польши в период погрома. Никто не брался за эту тему у нас до сего момента, она продолжает оставаться отчасти табуированной. Трудно об этом говорить.

- Помнится, у вас были планы поставить одну из ваших уже написанных опер в Мариинском театре. С маэстро Валерием Гергиевым удалось договориться?

- Да, но с тех пор - молчание. Он действительно мне обещал когда-то, что поставит «Черную маску», мою лучшую оперу, но вы же знаете Гергиева, который за один раз делает сто разных вещей... Может, когда-нибудь и выполнит обещание. Надо бы ему напомнить.

- Петербург в вашей биографии играет особую роль?

- Впервые мы побывали здесь с женой Эльжбетой в 1962 году, когда проходили культурные обмены между композиторами наших стран, и оба влюбились в этот город. К сожалению, я приезжаю сюда не так часто, как хотелось бы.

- Как вы себя чувствуете сегодня?

- Вы знаете, хорошо, но страшно занят. Я думал, что на этом этапе жизни, когда мне за 80, я буду сидеть дома в тапочках, а оказалось, что это невозможно. У меня приглашения по всему миру, но от некоторых вынужден отказываться. В Россию всегда приезжаю с удовольствием.

- К чему в этот период жизни больше всего лежит душа?

- Я - ботаник. У меня есть парк 25 гектаров, который я сам посадил и которым горжусь. Гуляю среди деревьев, которые уже выросли с тех пор, как были посажены больше 40 лет назад. Я постоянно досаживаю деревья, места почти не осталось. Мне очень интересна садовая архитектура, которой я занимаюсь. Ну а с музыкой я живу давно.

- Напряженность в мире как-то влияет на творчество?

- Я сконцентрирован прежде всего на своей музыке. Политикой занимается моя жена, равно как и всем, что связано с повседневной жизнью. Я каждый день встаю рано и сочиняю. Так продолжается всю мою жизнь.

- Как живется сегодня в Польше?

- Не могу вам сказать всей правды. Потому что в данный момент у нас царит диктатура. Заменили многих выдающихся директоров в филармониях на удобных себе. А многие из них не имеют никакого понятия о культуре и искусстве. Сегодня в политике орудуют случайные люди, которые не должны заниматься политикой. В Польше был период коммунизма, но это время мы сегодня вспоминаем с ностальгией, потому что для культуры это был один из лучших периодов расцвета - на нее выделялись большие деньги.

- Что говорит вам интуиция о том, к чему катится мир?

- Думаю, что мир движется в нескольких направлениях. Демократия остается для нас наиважнейшей вещью, мы к ней привыкли, мы о ней мечтали. Но это сегодня уничтожается из-за идиотов, у которых нет ни способностей, ни идей, ни концепции, в каком направлении развиваться, в частности, Польше. Поэтому сейчас у нас не самое лучшее время. Если бы был моложе, то уехал бы.

- Ваша коллега композитор София Губайдулина недавно заметила, что мир стоит на самом краю пропасти.

- Нет, еще не настолько плохо, но он действительно уже не идет по прежнему пути.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5839) от 28.11.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.