Память, доска и закон

Пять народных артистов - Алиса Фрейндлих, Ирина Мазуркевич, Михаил Боярский, Геннадий Хазанов, Сергей Мигицко - и театральный режиссер Леонид Трушкин собрали петербургских журналистов, чтобы объяснить свою позицию по созданию мемориальной доски Анатолию Равиковичу. В декабре актеру исполнилось бы 80 лет.

 Память, доска и закон | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Их главная мысль - увековечить память артиста необходимо, но говорить о деталях преждевременно. На сегодня подано официальное обращение инициаторов установки доски, в роли которых выступили Театр эстрады (Москва) и Театр Антона Чехова (Москва), а также получено устное обещание городских властей Петербурга о поддержке этой инициативы.

Если власти примут положительное решение, то появится смысл говорить о самой доске. В любом случае речь идет об увековечении памяти конкретного народного артиста, а не о посвящении некоему петербургскому интеллигенту, как говорилось в некоторых сообщениях. Возможно, доску для Тверской ул., 13, где жил артист, предложат создать Алексею Штерну, другу Равиковича, автору его портрета и памятника на Литераторских мостках.

Главное препятствие для установки доски - законодательный мораторий на мемориалы: со дня смерти должно пройти 30 лет. Народные артисты убеждены: не требуется так много времени, чтобы определить масштаб дарования Равиковича. Это не только знаменитый фильм «Покровские ворота» и спектакль «Ужин с дураком», но и лучший Карлсон, который живет на крыше, и многие другие роли. Хорошо бы, полагают инициаторы, сделать для Равиковича исключение, не ждать три десятилетия, чтобы установить памятную доску. Чтобы ее увидели те, кто восхищался работой актера на сцене. Не так, утверждают они, много у нас досок в честь артистов (на самом деле не так мало: больше 60. - Л. С.). Еще лучше, считают коллеги по театральному цеху, изменить законы и вовсе отменить мораторий.

Но сейчас самое важное, по мнению народных артистов, это широкая поддержка обращения двух театров. Например, сбор подписей. Чтобы городские власти смогли опереться на общественное мнение.

«Проблема 30 лет» обсуждается давно, несовершенство закона очевидно. Исключения становятся правилами, мемориальные доски и памятники появляются раньше, чем пройдет 30 лет со дня смерти известного человека. Решающими факторами нередко становятся активность и пробивные способности инициаторов установки досок и памятников, а не значимость персоны.

Все инициаторы спешат, понимая, что 30 лет - огромный срок, а человеческая память коротка. Здравый смысл стороннего наблюдателя подсказывает необходимость жесткого выбора. Либо соблюдение закона, либо борьба за изменение закона. Либо 30 лет - и никаких исключений. Либо без ограничений: вскоре после некролога благодаря усилиям энергичных людей - мемориальная доска. С одним условием - без участия денег налогоплательщиков.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5825) от 08.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?