Память на постаменте. Музей городской скульптуры отмечает юбилей выставкой «90»

Круглую дату в своей истории Музей городской скульптуры отмечает выставкой с коротким названием «90». Столько лет исполнилось самому посещаемому музею Северной столицы.

Память на постаменте. Музей городской скульптуры отмечает юбилей выставкой «90» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Его история началась не с главного экспоната — «Медного всадника». Прародителем стал Музей-некрополь, основанный в 1932 году для сохранения уникального собрания мемориальной скульптуры XVIII — начала ХХ века. Тогда в его состав вошли Лазаревское кладбище бывшей Александро-Нев­ской лавры, соседнее Тихвинское кладбище и здание Благовещенской церкви. Нынешнее имя музей получил спустя семь лет, когда в его ведение поступили городские памятники и мемориальные доски. Девять десятилетий вместили в себя много событий.

О них рассказывает графический раздел выставки. Здесь свидетельства первых шагов музеефикации, научного описания старинного некрополя, укрытие памятников города в трагические дни Великой Отечественной войны… В 1912 году архитектор, художник, график В. Талепоровский выполнил обмеры, на основе которых появилась серия офортов «Памятники Лазаревского кладбища». На листах из этого альбома изображение лучших надгробий пантеона: В. Чичагову, Е. Куракиной, А. Воронихину. Особый интерес представляют работы, фиксирующие спасение памятников в годы войны. На литографиях художника И. Астапова укрытые деревянными щитами, досками и мешками с песком монумент Петру I на площади Декабристов, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, сфинксы перед Академией художеств, памятник Ленину у Финляндского вокзала. Момент возвращения на постамент бронзовой конной статуи Петра Великого перед Инженерным замком запечатлел архитектор-художник А. Барутчев.

Для скульптур, занимающих центральное пространство зала, выбран неожиданный сюжет: каким могло быть монументальное убранство нашего города. Выставка объединила модели установленных памятников, тех, что могли быть на их месте, и тех, что по разным причинам не дождались воплощения. Большинство скульптур впервые достали из запасников.

Начиная с 1947 года до конца 1980‑х музей активно участвовал в работе по сооружению памятников: будь то художественные советы, конкурсные жюри, организация выставок и обсуждение проектов. Ему передавали проекты монументов, намеченных к установке. Выставка знакомит с историей проектирования памятников Пушкину, Гоголю, Некрасову, Горькому, Ломоносову, Белинскому, Менделееву, Островскому. В числе участников конкурсов — выдающиеся скульпторы того времени: М. Аникушин, Н. Дыдыкин, В. Рыбалко, В. Стамов и другие.

В коллекции музея 400 конкурсных работ разных лет. Второе место по количеству изображений после Ленина занимает Пушкин. На выставке демонстрируются модели — победители двух конкурсов. Мало кто знает, что памятник главному поэту России до войны собирались поставить на Стрелке Васильевского острова. Лучшим был признан проект московского скульптора Ивана Шадра. Споры вызвало место установки. В послевоенном конкурсе спустя два десятилетия победителем стал Михаил Аникушин. Его работа сегодня украшает площадь Искусств. На юбилейной выставке впервые рядом показаны нереализованная работа Шадра и воплощенная — Аникушина. Сопоставление отражает дух времени. Первый создал трагический образ, второй — вдохновенный.

Многолетняя история связана с проектированием памятника Ломоносову. На выставке пять моделей, созданных разными мастерами. В конкурсе 1960 года лучшим был признан проект коллектива скульпторов М. Габе, Л. Торича, П. Якимовича. Отмечалось, что авторами «раскрыт образ гениального ученого-практика, вышедшего из народа, полного сил и замыслов, гордого сознанием возможностей человека в познании тайн природы». Работа над памятником продолжалась, когда спустя почти два десятилетия художественно-экспертный совет признал модель устаревшей — «не раскрыт образ великого русского мыслителя». Лишь в 1986 году на Менделеевской линии Васильевского острова состоялось торжественное открытие памятника Ломоносову, созданного другим коллективом: скульпторами В. Свешниковым и Б. Петровым, архитекторами Э. Тяхтом и И. Шаховым. На выставке можно видеть как проект победителей, так и наиболее интересные работы других ленинградских скульпторов.

vZ2_3vMFNICihjzhDWg01atPvJaHG64ovj00mOBp0eehQpBfAAvD4r3BS1KF7_NPxzQJO0OlQgnh8XDuqSE4x1-w.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Здесь стоит вспомнить еще один поворот монументальной истории нашего города. Летом 1957 года на Менделеевской линии на временном постаменте стояла совсем другая скульптура — отлитая в гипсе фигура Менделеева. Постановление о сооружении памятника ученому было принято в 1948 году.

К участию в конкурсе пригласили лауреатов Сталинских премий народного художника РСФСР М. Манизера и заслуженного деятеля искусств В. Лишева. На выставке представлена конкурсная модель работы Лишева, с которым был подписан договор. Спустя шесть лет, когда скульптор подошел к последнему этапу работы, его модель показали представителям научного мира. Сотрудники Музея Д. И. Менделеева выступили с резкой критикой, им показалось недостаточным портретное сходство. А члены совета — известные скульпторы В. Исаева, И. Крестовский, В. Цигаль высоко оценили художественные достоинства модели. Их решение было единогласным: модель принять. Однако получившая высокую оценку профессионалов скульптура так и не была отлита в бронзе.

В послевоенные годы конкурсы на создание памятника объявляли один за другим. Но далеко не все замыслы воплотились в жизнь. На выставке можно видеть, каким мог быть памятник литературному критику и публицисту Виссариону Белинскому. Впервые о возведении монумента заговорили в 1948 году. Тогда в городских газетах появились репортажи об установке закладного камня у ДК имени Кирова. К замыслу вернулись в 1961‑м. Но ни тот ни другой проект так и не был реализован.

Постановление 1961 года об устранении излишеств в расходовании государственных и общественных средств на сооружение памятников поставило точку и в работе над памятником Гоголю, длившейся почти десятилетие. Макет монумента скульптора Валентина Бублева, победившего в конкурсе 1954 года, «примеряли» к двум точкам на карте города — у портика на Перинной линии и на Манежной площади, где закладной камень памятника писателю можно было видеть еще в 1990‑х.

Сравнивая между собой модели памятников, представленные на выставке, можно видеть, как шли поиски образа, менялись художественные замыслы. У скульптора Веры Исаевой на поиск решений, от которых зависит восприятие памятника Максиму Горькому, ушли годы. В частности, было предложено отказаться от трости и шляпы в руках писателя, чтобы не напоминали памятник Горькому в Москве. В 1958 году состоялся просмотр двухметровой фигуры — рабочей модели. Она представлена на выставке. Известные скульпторы-монументалисты высказали много профессиональных замечаний, но модель утвердили. Воплощения замысла в материале Вера Исаева не дождалась. После ее смерти памятником занимался уже Михаил Габе.


#выставка #музей #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7252) от 12.09.2022 под заголовком «Память на постаменте».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?