Паломничество в магазин

На завершившемся фестивале «Точка доступа», показавшем спектакли в нетеатральных пространствах, была сыграна премьера «Кентерберийских рассказов» в постановке Александра Артемова и Дмитрия Юшкова. Вместо Джеффри Чосера, средневековых паломников и Кентерберийского собора участников действа ожидал строительный гипермаркет.

Паломничество в магазин  | Оказывается, и супермаркет может быть местом для театрального диалога.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Оказывается, и супермаркет может быть местом для театрального диалога.
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Те зрители, которые при словосочетании «спектакль в гипермаркете» ожидали искрометного шоу с использованием обоев и лакокрасочных материалов, были несколько разочарованы. Но в основном публика знала на что шла, отваживаясь на некий художественно-психологический эксперимент, в котором личная активность самого зрителя – в том числе интеллектуальная – определяла довольно много.

Сама идея этого «сайт-специфического» действа была блистательной: в путешествии к некоей желанной, сакральной, но почти недостижимой цели зрителей – каждого по отдельности – должен сопровождать особый индивидуальный попутчик, он же рассказчик. Один зритель – один актер. Полтора часа причудливой экскурсии по залам с короткими передышками на ненароком подвернувшихся диванчиках.

И никто заранее не знает, что за встреча произойдет, какой диалог возникнет и возникнет ли. Кем окажется спутник-проводник, если времена не только чосеровских рыцарей, монахов, но и тогдашних студентов и поваров канули в Лету? Чьи индивидуальные истории сегодня могут показаться случайному зрителю универсальными или по крайней мере занимательными? И каков должен быть конец пути, если к мощам святого Томаса Беккета (как в чосеровском оригинале) мы явно не пойдем? И чем, в конце концов, заменить Кентерберийский собор? И при чем тут строительный гипермаркет?!

В спектакле есть ответы на все эти вопросы. Но ответы для каждого из зрителей – свои. В этом заключается первая, но далеко не единственная здешняя шутка: на самом деле принцип «индивидуального ответа» – это принцип любого спектакля. Просто в «Кентерберийских рассказах» он стал основой сюжета.

Не сразу, но довольно скоро подтверждается и точность выбора места действия. До поры молчаливый проводник выдает зрителю наушники, в которых во время пути кто-то с воодушевлением рассказывает вам чосеровскую историю о верной Гризельде (неутомимо изобретательный маркграф Вальтер испытывал верность и покорность жены-простолюдинки всеми возможными способами, а терпеливая Гризельда оставалась христианнейшей из жен). Средневековые стихи переложили прозой и – почти не скрывая лукавства – добавили кое-что «от себя».

Маркграф Вальтер – то и дело уточняет для непонятливых ликующий голос – стремился к идеалу, он строил вокруг себя идеальный мир, а кроткие подвиги добродетельной Гризельды вызывали у него буквально приступы энтузиазма, заставлявшие прославлять его «идеальную жену». Вот только отягощенные наушниками уши наших современников – в отличие от простодушных средневековых паломников – не могут не расслышать в этой поучительной истории ее подтекста: истории о том, как во имя абстрактного идеала мучили очень простого и очень конкретного человека. Того, кто всегда был рядом. И зритель, для которого века гуманизма не прошли даром, вероятно, с большим вниманием начнет приглядываться к своему безмолвному проводнику.

А в это время голос «студента» (у Чосера именно он рассказывал о Гризельде) сменится на женский, отстраненный и неуловимо сатирически «позитивный». Этот голос – под замечательную музыку молодого композитора Настасьи Хрущевой (и голос, кстати, тоже ее) – начнет нескончаемый аудиотренинг по определению «стратегии успеха», созданию «идеального пространства дома», абсолютно необходимого для успеха, словом, примется равнодушно и бестрепетно пропагандировать модный современный вздор. Контрапункт обеспечен: оба голоса зовут вас к «идеалу», к построению рая на земле. А ваш спутник ведет вас между делом мимо стеллажей с обоями, островков мебели, цветочных горшков и прочих хозяйственных штук. Совершенно необходимых для идеального дома.

И тут, собственно, одна из немаловажных развилок на пути: может быть, все дело в том, являетесь ли вы несколько оглохшим обладателем соседей, которые с утра до ночи орудуют перфоратором, годами выстраивая идеальное пространство, в котором, без сомнения, будут особенно счастливы и успешны, или же вы сами – такой сосед. Словом, если зрителю кажется, что ремонт – гарантия бессмертия, то он вправе проигнорировать попутчика. Но если он осведомлен о том, что ничто материальное не вечно, даже, о, ужас, особо стойкие краски по привлекательной цене, то ему придется признать и то, что внимание к своему ближнему – лучший способ добраться до цели паломничества, будь то поклонение святым мощам или просто конец спектакля. В одном случае вы, пусть и безотчетно, но принадлежите этому гипермаркету. В другом – он постепенно исчезает, оставляя вас наедине с собеседником.

Тут тоже имеются варианты. Актер-проводник дважды за время путешествия останавливается, отваживаясь на пространный монолог – о личном опыте, о том, что пережил сам или по крайней мере мог пережить. Отношение наблюдателя к собеседнику, находящемуся в режиме «душа нараспашку», – важная и самая интимная часть спектакля. Что бы и как бы ни сказал проводник, обнаружится, что он сомневался и совершал ошибки, что он раним, слаб, уязвим, несовершенен. Что он неидеален в конечном итоге. Как бы ни отреагировал зритель, он, на ходу перестав пялиться на садовую скульптуру в виде кролика в платье, отметит, что он и сам далек от идеала.

Вот тогда вас и выведут к финалу. В конце паломничества все путники — и актеры и зрители — окажутся в одной тесной темной комнате. Звуки музыки из разных источников, включая телефоны, сольются в единый нестройный, дисгармоничный, но до странности обаятельный хор. На чем можно было бы и закончить, но тут вмешается режиссер и все провалит. В первом варианте спектакля заставив актеров исполнить свой давний нелепый скетч об «идеальной Вселенной, где ты один такой неидеальный» (этот текст Артемов вот уже несколько лет пытается приладить то к одному спектаклю, то к другому, и все безуспешно). А во втором варианте – последовавшем, видимо, после суровой критики, – поведав зрителям суффийскую притчу.

После чего ваши верные попутчики попрощаются с вами, предоставляя каждому зрителю право самостоятельно решать, стоило ли путешествовать в неизведанные области современного искусства или же можно было спокойно отправиться к святым мощам традиционного.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5539) от 08.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?