Паломничество в магазин

На завершившемся фестивале «Точка доступа», показавшем спектакли в нетеатральных пространствах, была сыграна премьера «Кентерберийских рассказов» в постановке Александра Артемова и Дмитрия Юшкова. Вместо Джеффри Чосера, средневековых паломников и Кентерберийского собора участников действа ожидал строительный гипермаркет.

Паломничество в магазин  | Оказывается, и супермаркет может быть местом для театрального диалога.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Оказывается, и супермаркет может быть местом для театрального диалога.
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Те зрители, которые при словосочетании «спектакль в гипермаркете» ожидали искрометного шоу с использованием обоев и лакокрасочных материалов, были несколько разочарованы. Но в основном публика знала на что шла, отваживаясь на некий художественно-психологический эксперимент, в котором личная активность самого зрителя – в том числе интеллектуальная – определяла довольно много.

Сама идея этого «сайт-специфического» действа была блистательной: в путешествии к некоей желанной, сакральной, но почти недостижимой цели зрителей – каждого по отдельности – должен сопровождать особый индивидуальный попутчик, он же рассказчик. Один зритель – один актер. Полтора часа причудливой экскурсии по залам с короткими передышками на ненароком подвернувшихся диванчиках.

И никто заранее не знает, что за встреча произойдет, какой диалог возникнет и возникнет ли. Кем окажется спутник-проводник, если времена не только чосеровских рыцарей, монахов, но и тогдашних студентов и поваров канули в Лету? Чьи индивидуальные истории сегодня могут показаться случайному зрителю универсальными или по крайней мере занимательными? И каков должен быть конец пути, если к мощам святого Томаса Беккета (как в чосеровском оригинале) мы явно не пойдем? И чем, в конце концов, заменить Кентерберийский собор? И при чем тут строительный гипермаркет?!

В спектакле есть ответы на все эти вопросы. Но ответы для каждого из зрителей – свои. В этом заключается первая, но далеко не единственная здешняя шутка: на самом деле принцип «индивидуального ответа» – это принцип любого спектакля. Просто в «Кентерберийских рассказах» он стал основой сюжета.

Не сразу, но довольно скоро подтверждается и точность выбора места действия. До поры молчаливый проводник выдает зрителю наушники, в которых во время пути кто-то с воодушевлением рассказывает вам чосеровскую историю о верной Гризельде (неутомимо изобретательный маркграф Вальтер испытывал верность и покорность жены-простолюдинки всеми возможными способами, а терпеливая Гризельда оставалась христианнейшей из жен). Средневековые стихи переложили прозой и – почти не скрывая лукавства – добавили кое-что «от себя».

Маркграф Вальтер – то и дело уточняет для непонятливых ликующий голос – стремился к идеалу, он строил вокруг себя идеальный мир, а кроткие подвиги добродетельной Гризельды вызывали у него буквально приступы энтузиазма, заставлявшие прославлять его «идеальную жену». Вот только отягощенные наушниками уши наших современников – в отличие от простодушных средневековых паломников – не могут не расслышать в этой поучительной истории ее подтекста: истории о том, как во имя абстрактного идеала мучили очень простого и очень конкретного человека. Того, кто всегда был рядом. И зритель, для которого века гуманизма не прошли даром, вероятно, с большим вниманием начнет приглядываться к своему безмолвному проводнику.

А в это время голос «студента» (у Чосера именно он рассказывал о Гризельде) сменится на женский, отстраненный и неуловимо сатирически «позитивный». Этот голос – под замечательную музыку молодого композитора Настасьи Хрущевой (и голос, кстати, тоже ее) – начнет нескончаемый аудиотренинг по определению «стратегии успеха», созданию «идеального пространства дома», абсолютно необходимого для успеха, словом, примется равнодушно и бестрепетно пропагандировать модный современный вздор. Контрапункт обеспечен: оба голоса зовут вас к «идеалу», к построению рая на земле. А ваш спутник ведет вас между делом мимо стеллажей с обоями, островков мебели, цветочных горшков и прочих хозяйственных штук. Совершенно необходимых для идеального дома.

И тут, собственно, одна из немаловажных развилок на пути: может быть, все дело в том, являетесь ли вы несколько оглохшим обладателем соседей, которые с утра до ночи орудуют перфоратором, годами выстраивая идеальное пространство, в котором, без сомнения, будут особенно счастливы и успешны, или же вы сами – такой сосед. Словом, если зрителю кажется, что ремонт – гарантия бессмертия, то он вправе проигнорировать попутчика. Но если он осведомлен о том, что ничто материальное не вечно, даже, о, ужас, особо стойкие краски по привлекательной цене, то ему придется признать и то, что внимание к своему ближнему – лучший способ добраться до цели паломничества, будь то поклонение святым мощам или просто конец спектакля. В одном случае вы, пусть и безотчетно, но принадлежите этому гипермаркету. В другом – он постепенно исчезает, оставляя вас наедине с собеседником.

Тут тоже имеются варианты. Актер-проводник дважды за время путешествия останавливается, отваживаясь на пространный монолог – о личном опыте, о том, что пережил сам или по крайней мере мог пережить. Отношение наблюдателя к собеседнику, находящемуся в режиме «душа нараспашку», – важная и самая интимная часть спектакля. Что бы и как бы ни сказал проводник, обнаружится, что он сомневался и совершал ошибки, что он раним, слаб, уязвим, несовершенен. Что он неидеален в конечном итоге. Как бы ни отреагировал зритель, он, на ходу перестав пялиться на садовую скульптуру в виде кролика в платье, отметит, что он и сам далек от идеала.

Вот тогда вас и выведут к финалу. В конце паломничества все путники — и актеры и зрители — окажутся в одной тесной темной комнате. Звуки музыки из разных источников, включая телефоны, сольются в единый нестройный, дисгармоничный, но до странности обаятельный хор. На чем можно было бы и закончить, но тут вмешается режиссер и все провалит. В первом варианте спектакля заставив актеров исполнить свой давний нелепый скетч об «идеальной Вселенной, где ты один такой неидеальный» (этот текст Артемов вот уже несколько лет пытается приладить то к одному спектаклю, то к другому, и все безуспешно). А во втором варианте – последовавшем, видимо, после суровой критики, – поведав зрителям суффийскую притчу.

После чего ваши верные попутчики попрощаются с вами, предоставляя каждому зрителю право самостоятельно решать, стоило ли путешествовать в неизведанные области современного искусства или же можно было спокойно отправиться к святым мощам традиционного.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5539) от 08.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...