Паломничество в магазин

На завершившемся фестивале «Точка доступа», показавшем спектакли в нетеатральных пространствах, была сыграна премьера «Кентерберийских рассказов» в постановке Александра Артемова и Дмитрия Юшкова. Вместо Джеффри Чосера, средневековых паломников и Кентерберийского собора участников действа ожидал строительный гипермаркет.

Паломничество в магазин  | Оказывается, и супермаркет может быть местом для театрального диалога.<br>ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Оказывается, и супермаркет может быть местом для театрального диалога.
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Те зрители, которые при словосочетании «спектакль в гипермаркете» ожидали искрометного шоу с использованием обоев и лакокрасочных материалов, были несколько разочарованы. Но в основном публика знала на что шла, отваживаясь на некий художественно-психологический эксперимент, в котором личная активность самого зрителя – в том числе интеллектуальная – определяла довольно много.

Сама идея этого «сайт-специфического» действа была блистательной: в путешествии к некоей желанной, сакральной, но почти недостижимой цели зрителей – каждого по отдельности – должен сопровождать особый индивидуальный попутчик, он же рассказчик. Один зритель – один актер. Полтора часа причудливой экскурсии по залам с короткими передышками на ненароком подвернувшихся диванчиках.

И никто заранее не знает, что за встреча произойдет, какой диалог возникнет и возникнет ли. Кем окажется спутник-проводник, если времена не только чосеровских рыцарей, монахов, но и тогдашних студентов и поваров канули в Лету? Чьи индивидуальные истории сегодня могут показаться случайному зрителю универсальными или по крайней мере занимательными? И каков должен быть конец пути, если к мощам святого Томаса Беккета (как в чосеровском оригинале) мы явно не пойдем? И чем, в конце концов, заменить Кентерберийский собор? И при чем тут строительный гипермаркет?!

В спектакле есть ответы на все эти вопросы. Но ответы для каждого из зрителей – свои. В этом заключается первая, но далеко не единственная здешняя шутка: на самом деле принцип «индивидуального ответа» – это принцип любого спектакля. Просто в «Кентерберийских рассказах» он стал основой сюжета.

Не сразу, но довольно скоро подтверждается и точность выбора места действия. До поры молчаливый проводник выдает зрителю наушники, в которых во время пути кто-то с воодушевлением рассказывает вам чосеровскую историю о верной Гризельде (неутомимо изобретательный маркграф Вальтер испытывал верность и покорность жены-простолюдинки всеми возможными способами, а терпеливая Гризельда оставалась христианнейшей из жен). Средневековые стихи переложили прозой и – почти не скрывая лукавства – добавили кое-что «от себя».

Маркграф Вальтер – то и дело уточняет для непонятливых ликующий голос – стремился к идеалу, он строил вокруг себя идеальный мир, а кроткие подвиги добродетельной Гризельды вызывали у него буквально приступы энтузиазма, заставлявшие прославлять его «идеальную жену». Вот только отягощенные наушниками уши наших современников – в отличие от простодушных средневековых паломников – не могут не расслышать в этой поучительной истории ее подтекста: истории о том, как во имя абстрактного идеала мучили очень простого и очень конкретного человека. Того, кто всегда был рядом. И зритель, для которого века гуманизма не прошли даром, вероятно, с большим вниманием начнет приглядываться к своему безмолвному проводнику.

А в это время голос «студента» (у Чосера именно он рассказывал о Гризельде) сменится на женский, отстраненный и неуловимо сатирически «позитивный». Этот голос – под замечательную музыку молодого композитора Настасьи Хрущевой (и голос, кстати, тоже ее) – начнет нескончаемый аудиотренинг по определению «стратегии успеха», созданию «идеального пространства дома», абсолютно необходимого для успеха, словом, примется равнодушно и бестрепетно пропагандировать модный современный вздор. Контрапункт обеспечен: оба голоса зовут вас к «идеалу», к построению рая на земле. А ваш спутник ведет вас между делом мимо стеллажей с обоями, островков мебели, цветочных горшков и прочих хозяйственных штук. Совершенно необходимых для идеального дома.

И тут, собственно, одна из немаловажных развилок на пути: может быть, все дело в том, являетесь ли вы несколько оглохшим обладателем соседей, которые с утра до ночи орудуют перфоратором, годами выстраивая идеальное пространство, в котором, без сомнения, будут особенно счастливы и успешны, или же вы сами – такой сосед. Словом, если зрителю кажется, что ремонт – гарантия бессмертия, то он вправе проигнорировать попутчика. Но если он осведомлен о том, что ничто материальное не вечно, даже, о, ужас, особо стойкие краски по привлекательной цене, то ему придется признать и то, что внимание к своему ближнему – лучший способ добраться до цели паломничества, будь то поклонение святым мощам или просто конец спектакля. В одном случае вы, пусть и безотчетно, но принадлежите этому гипермаркету. В другом – он постепенно исчезает, оставляя вас наедине с собеседником.

Тут тоже имеются варианты. Актер-проводник дважды за время путешествия останавливается, отваживаясь на пространный монолог – о личном опыте, о том, что пережил сам или по крайней мере мог пережить. Отношение наблюдателя к собеседнику, находящемуся в режиме «душа нараспашку», – важная и самая интимная часть спектакля. Что бы и как бы ни сказал проводник, обнаружится, что он сомневался и совершал ошибки, что он раним, слаб, уязвим, несовершенен. Что он неидеален в конечном итоге. Как бы ни отреагировал зритель, он, на ходу перестав пялиться на садовую скульптуру в виде кролика в платье, отметит, что он и сам далек от идеала.

Вот тогда вас и выведут к финалу. В конце паломничества все путники — и актеры и зрители — окажутся в одной тесной темной комнате. Звуки музыки из разных источников, включая телефоны, сольются в единый нестройный, дисгармоничный, но до странности обаятельный хор. На чем можно было бы и закончить, но тут вмешается режиссер и все провалит. В первом варианте спектакля заставив актеров исполнить свой давний нелепый скетч об «идеальной Вселенной, где ты один такой неидеальный» (этот текст Артемов вот уже несколько лет пытается приладить то к одному спектаклю, то к другому, и все безуспешно). А во втором варианте – последовавшем, видимо, после суровой критики, – поведав зрителям суффийскую притчу.

После чего ваши верные попутчики попрощаются с вами, предоставляя каждому зрителю право самостоятельно решать, стоило ли путешествовать в неизведанные области современного искусства или же можно было спокойно отправиться к святым мощам традиционного.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5539) от 08.09.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.