«Пахита» из золотого века

Международный фестиваль балета «Мариинский» театр открыл поистине императорским по размаху трехактным балетом на музыку Эдуарда Дельдевеза «Пахита».

«Пахита» из золотого века | ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Мариинского театра

История этого балета уходит к середине ХIХ века, когда в апреле 1846 года французский хореограф Жозеф Мазилье представил публике на сцене театра «Гранд-опера» свой новый двухактный опус, назвав его именем главной героини - «Пахита». На премьере в главной мужской партии выступил Люсьен Петипа, брат прославленного «русского француза» Мариуса Петипа.

Уже через полтора года, в сентябре 1847-го, балет появился в Петербурге на сцене Большого Каменного театра (некоторые источники ошибочно указывают Мариинский театр) в постановке Мариуса Петипа, который выступил в партии главного героя, а роль главной героини исполнила замечательная русская балерина Елена Андреянова. Это была первая постановка Мариуса Петипа в России.

Он расширил хореографию балета, сделав его трехактным, а в последующих редакциях дополнительно сочинил па-де-труа, детскую мазурку и гран-па. Новые версии потребовали новую музыку: так, партитура Дельдевеза пополнилась фрагментами из произведений Минкуса и Дриго. «Пахита» с успехом шла на сцене Мариинского театра до 1926 года, а затем исчезла из репертуара. К счастью, сохранился ее последний акт - свадьба Пахиты, великолепное гран-па, поставленное Петипа на музыку Минкуса, - блистательный парад классического танца, демонстрирующий как виртуозность солистов, так и мастерство кордебалета. Гран-па стало жить независимой жизнью, его возобновляли неоднократно, среди авторов возобновлений были Анна Павлова, Рудольф Нуреев, Наталья Макарова, Константин Боярский, Никита Долгушин, Олег Виноградов.

К созданию новой версии балета «Пахита» Мариинский театр отнесся со всей серьезностью. Хореографию двух актов сочинил солист балета Юрий Смекалов, на счету которого немало полнометражных работ, одноактных миниатюр и концертных номеров. А третий акт, знаменитое гран-па, воссоздал на основе сохранившихся записей спектакля московский хореограф-исследователь Юрий Бурлака.

Юрий Смекалов выступил и в роли либреттиста, так как либретто ХIХ века, изобилующее длиннотами и запутанными сюжетными линиями, явно не годилось для современного театра. За основу своего либретто Юрий Смекалов взял новеллу Сервантеса «Цыганочка», выстроив ясные и логичные линии в отношениях персонажей.

Незатейливая история юной красавицы, во младенческом возрасте украденной цыганкой из дома знатного коррехидора, обрела драматургическую стройность и четкость характеров. В партии Пахиты выступила Виктория Терешкина, танцовщица-виртуоз, тонко передавшая многогранность характера героини - ее непокорный нрав, порывистый темперамент молодости, силу любви и преданность избраннику. Образ женственности, исполненный неги и лукавства, возникал в ее танце. «Испанистый» мотив музыки Терешкина метила звонкими, воздушными прыжками, словно взмывала на гребне музыкальной волны. Ее туры поражали законченностью формы, жесты - широтой и эмоциональной взволнованностью. Партнером Терешкиной стал красавец Тимур Аскеров, исполняющий роль Андреса, юного офицера, сменившего военную амуницию на потрепанный наряд цыгана ради того, чтобы следовать за Пахитой, в которую он страстно влюбился.

Дуэты Терешкиной - Пахиты и Аскерова - Андреса пленили музыкально-инструментальной ясностью, открытостью чувств, в них звучало кипение жизни и счастливый, вольный порыв. В роли злодейки-разлучницы Кардучи выступила юная Рената Шакирова. Танцовщица увлекала драматической стихией игры, ее вариации полны соблазнительных поз, лукавых улыбок, обещания неземного счастья.

Юрий Смекалов тонко уловил стиль Мариуса Петипа: спектакль сохранил стилистическую окраску ушедшего века, одновременно наполнив балет энергией века нынешнего.

В старину заключительный акт «Пахиты» - классические гран-па - называли «фабрикой драгоценностей»: перед зрителями проходят семь вариаций из разных балетов, сочиненных Петипа, различных по технике, настроению, виртуозности - россыпь жемчужин, таинственно мерцающих в бесконечно меняющемся рисунке танца.

«Пахита», созданная нашими современниками, прозвучала как дань уважения золотому веку русского балета, эстетике непревзойденного мастера классического танца - Мариуса Петипа.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.