Падение и спасение души
Встреча с Русланом Кудашовым, главным режиссером Большого театра кукол, прошла в неформальной обстановке – в театральном буфете, декорированном в стиле ретро – старинные чемоданы, пишмашинки и телефон с круглым диском.

Сергей Беспалов дает мастер-класс по кукловождению. ФОТО АВТОРА
Театр располагается в красивом доме 1912 года, но внутри – очень современный. Маленькие кукольные театры, спору нет, очень уютны, но тесноваты. Здесь же можно провести семейный вечер с комфортом. В Большом зале есть кресла с откидной спинкой, чтобы малышам было удобно. Ступеньки, ведущие в зал, подсвечены светодиодными лампочками. Кроме Большой сцены есть еще четыре пространства, где можно играть спектакли.
Есть постановки, которые помнит уже не одно поколение петербуржцев, например «Слоненок». А есть совсем новые: 1 мая состоялась премьера «Курочки Рябы». В детском репертуаре – «12 месяцев, или Путешествие по кругу», «Айболит», «Бармалей», «Гадкий утенок», «Колобок», «Маленький принц», «Золотой цыпленок» и многие другие.
Есть также спектакли для семейного просмотра и для взрослых.
– Мы, пожалуй, единственный кукольный театр, в репертуаре которого много «взрослых» спектаклей, – говорит Руслан Кудашов.
Таковы библейская трилогия «Песнь песней», «Екклесиаст» и «Книга Иова». Скоро появится и поэтическая трилогия: в планах режиссера сделать спектакль об Иосифе Бродском, который дополнит постановки об Александре Башлачеве и Владимире Высоцком.
Для взрослых и спектакль «Шпиль», премьера которого состоится как раз 16 мая, в день юбилея. В основе – одноименный роман Уильяма Голдинга, который считается вершиной творчества писателя, но в России мало известен. Действие происходит в XIV веке в Солсбери. В центре сюжета – возведение шпиля собора Святой Девы Марии.
– История драматичная, – рассказал Руслан Кудашов. – Настоятель собора, поставивший себе цель возвести шпиль, не останавливается ни перед чем. Мне кажется, здесь можно провести параллель с любым человеком, который пытается создать нечто выдающееся и прекрасное – любой ценой. И задуматься над тем, что есть гордыня, позволяющая оправдать любое преступление, если оно совершается якобы во имя гениальной идеи. На мой взгляд, это целебное произведение для многих.
«Шпиль» станет главным событием юбилея. Но, конечно же, будет и пресс-конференция, и представление нового фирменного стиля БТК, показ фильма о театре, открытие исторической выставки.
– Может быть, даже потанцуем! – пошутил главный режиссер.
К юбилейному сезону БТК создан специальный сайт, где представлена подробная история театра, этапы его становления, интервью с сотрудниками.
А еще решили приоткрыть публике мир закулисья и запустили экскурсию. Журналисты побывали на ней: увидели, как устроена сцена и служебные помещения под ней, познакомились с различными куклами и даже получили несколько уроков кукловождения.
Легче всего управлять перчаточными куклами, которые надеваются на руку, а вот вдохнуть жизнь в марионетку или тростевую куклу оказалось гораздо сложнее.
Актеры говорят, что марионетки управляются из космоса – сверху. А вот перчаточные куклы, включая знаменитого Петрушку, – из недр земли, снизу.
Всех очаровал жеребенок – марионетка из спектакля «Холстомер», поставленного Русланом Кудашовым по произведению Льва Толстого в 2008 году. Судьба Холстомера, который родился не таким, «как надо», – пегим, и был из-за этого обречен стать изгоем, это в какой-то мере история человека, который не вписывается в социум. Подзаголовок спектакля: «Хроника спасения одной души».
Есть в репертуаре БТК и «Хроника падения одной души» – спектакль «Вий». Нам показали Панночку – огромную тростевую куклу, которая выглядела как воплощение ночного кошмара, летая над залом в своем белом саване. Те, кто видел спектакль, утверждают, что на сцене Панночка выглядит куда страшнее, чем в фильме. Охотно верю. В куклах есть какая-то магия. Они существуют между живыми существами и неодушевленными предметами.
В ближайших планах театра – «Русское турне»: гастроли в Твери, Вышнем Волочке, Новгороде, Пскове. Спектакль «Песнь песней» приглашен на фестиваль в Таллин.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5699) от 12.05.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии